В эти дни исполняется двадцать лет Казанскому хореографическому училищу. 19 и 20 марта на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля состоятся юбилейные гала-концерты, в которых примут участие нынешние студенты училища и выдающиеся выпускники прошлых лет.
Напомним, что становление казанской балетной школы неразрывно связано с историей музыкального училища им. И.В.Аухадеева, где в 1972 году было создано хореографическое отделение. Однако наборы здесь проводились нерегулярно, и к началу 1990-х годов назрела необходимость создания специального учебного заведения для подготовки профессиональных танцовщиков. Инициаторами открытия Казанского хореографического училища были директор театра им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов и руководитель балетной труппы Владимир Яковлев, который являлся первым художественным руководителем училища. В настоящее время КХОУ осуществляет подготовку по двум специальностям: «Искусство балета» (академическое отделение) и «Искусство танца» (народное отделение). При училище есть подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей».
Об итогах пройденного пути и перспективах профессионального хореографического образования в республике наш корреспондент побеседовал с директором КХОУ, заслуженным работником культуры России Татьяной Шахниной.
– Татьяна Зиновьевна, прежде всего, примите поздравления в связи с 20-летием училища. Годы становления позади… Что удалось сделать за это время?
– Для нас этот юбилей – очень серьезная дата. Хотя если учесть, что Академии русского балета имени А.Вагановой в Санкт-Петербурге исполнилось 275 лет, а Московской академии хореографии – 240 лет, то у нашего училища возраст, конечно, юный. Но и за это время уже немало сделано – мы выпустили около 150 профессиональных танцовщиков, которые работают по всему миру: в Англии, США, Швейцарии, в ближнем зарубежье; в таких городах России, как Москва, Красноярск, Одесса, Санкт-Петербург. Причем наши выпускники танцуют в самых прославленных труппах. Например, в «Кремлевском балете», Ансамбле народного танца им. И.Моисеева, Театре Бориса Эйфмана… И самое главное, они составляют 85 процентов труппы казанского балета. Среди них – Александра Елагина, Михаил Тимаев, Максим Поцелуйко, Алина Штейнберг и многие другие. Всех не перечислить!
На мой взгляд, важно отметить еще один момент: у нас в училище за последние годы поставлено шесть авторских спектаклей – «Доктор Айболит», «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», «Тысяча и одна ночь», «Морозко» и «Щелкунчик». Это же репертуар целого балетного театра!
– А с какими проблемами вы как руководитель сталкиваетесь на данном этапе?
– Их несколько. Основная проблема – материально-техническая база. Да, у нас есть замечательный особняк в центре Казани, но он очень мал! К слову, Вагановская академия – это целый городок, Пермское училище недавно получило еще одно здание, Московская академия хореографии приступает к строительству нового учебного корпуса… У нас же нет ни одного балетного зала, который бы соответствовал современным стандартам! Перед поездкой на международный конкурс мы просили руководство Театра оперы и балета предоставить нам балетный зал, чтобы просто записать видео для первого тура в «приличных» условиях.
У нас работают прекрасные педагоги, но, к сожалению, их зарплата оставляет желать лучшего. Ряд училищ (Москва, Санкт-Петербург, Пермь) уже несколько лет получают на эти цели федеральные гранты. В Казани такого нет. Возникает вопрос: как удержать хороших педагогов? Ведь конкуренция большая – есть частные хореографические школы, художественная гимнастика, танцы на льду, и везде требуются хореографы. Поэтому все деньги, вырученные нами от спектаклей, концертов, идут на
зарплату и небольшие надбавки учителям. Но и этого не хватает.
Если уж Казань позиционирует себя третьей столицей, так давайте соответствовать этому во всем. Имидж Татарстана, его авторитет – это не только спорт, но и балет!
– Сдвинулся ли с мертвой точки вопрос о строительстве интерната для иногородних детей?
– Ни одна крупная балетная школа не обходится без интерната. Безусловно, в Казани есть очень одаренные дети, но они есть и в небольших городах, селах республики. Но пока мы не можем их принять, ведь к нам в училище приходят десятилетние ребятишки, которых надо вовремя покормить, уложить спать, встретить после спектакля… В настоящее время нам уже выделены земельный участок и средства на строительство общежития по улице Большая Красная. Понятно, что это только начало и по ходу дела придется решать немало проблем, но мы надеемся на лучшее.
– Расскажите подробнее о «Школе маленьких лебедей».
– Девять лет тому назад я была на конкурсе в Лозанне и увидела, что там в балетной школе занимаются дети трех с половиной лет. Летела обратно, одержимая этой же идеей, и уже знала, как будет называться наша школа для самых маленьких… Я считаю, что «Школа маленьких лебедей» – это наше будущее, потому что дети с ранних лет занимаются здесь по нашей программе, с нашими педагогами, в наших стенах… Самые первые из «маленьких лебедей», которые затем успешно поступили в училище, сейчас уже учатся в пятом классе.
– А выпускники часто приходят в родное училище?
– И навещают, и приходят, если надо посоветоваться. Ведь настоящий учитель – это не просто педагог по классу танца, это человек, который принимает участие в судьбе учеников, в их становлении как личностей. Например, Виталий Николаевич Бортяков ходит со своими мальчишками в походы, по музеям…
– В училище существует проблема с набором мальчиков?
– Такая проблема есть во всех школах мира. Считается, что артист балета – не «мужская» профессия. Я так не думаю, ведь на самом деле балет требует выдержки, силы, мужественности. Нужно сделать эту профессию привлекательной. И, на мой взгляд, надо освободить юношей от службы в армии. Только представьте себе – парень восемь лет учится, а потом отслужит один год – и все, профессия потеряна!
– Для многих артистов балета актуальна проблема профессиональной переподготовки, ведь в любом случае век танцовщика недолог…
– Наш диплом впоследствии позволяет получить ряд «околобалетных» профессий – историк балета, критик, продюсер… Например, в Казанской консерватории одиннадцать лет назад была открыта специальность «Педагогика балета», где студенты обучаются заочно. Безусловно, это очень важно, что наши выпускники могут продолжить обучение и получить высшее образование.
– Вы десять лет возглавляете хореографическое училище. Чем для вас лично стал этот этап жизни?
– Работать здесь – большое счастье! В училище я и педагог, и психолог, и мама нашим маленьким деткам. И я безмерно уважаю наш педагогический коллектив. А за поддержкой и помощью всегда могу обратиться к Нинели Даутовне Юлтыевой – художественному руководителю училища, замечательному профессионалу, человеку с огромным авторитетом.
Владимир Яковлев, художественный руководитель балетной труппы Театра им. М.Джалиля: «Создание училища было необходимым и своевременным. В начале девяностых годов упразднили систему распределения молодых специалистов и нужно было самим воспитывать балетные кадры. Уверен, не будь училища, художественный уровень труппы сегодня был бы в разы ниже».
Елена ОСТРОУМОВА