Соло для скрипки

Послесловие к I Международному фестивалю «Искусство смычка»

Не секрет, что организаторы концертов и фестивалей, желая привлечь внимание публики к предстоящему событию, нередко публикуют восторженно-­хвалебные анонсы, представляя и приглашенных солистов, и само событие в самом выигрышном свете. Этот рекламный ход всем хорошо знаком и не производит особого впечатления на современного слушателя.

Автор статьи: Валерий ЯКОВЛЕВ

information_items_72645

Послесловие к I Международному фестивалю «Искусство смычка»

Не секрет, что организаторы концертов и фестивалей, желая привлечь внимание публики к предстоящему событию, нередко публикуют восторженно­хвалебные анонсы, представляя и приглашенных солистов, и само событие в самом выигрышном свете. Этот рекламный ход всем хорошо знаком и не производит особого впечатления на современного слушателя.

Поэтому, знакомясь с представлением солистов перед началом I Международного фестиваля «L,arte del arco» ( «Искусство смычка»), искушенная казанская публика спокойно и даже снисходительно отнеслась к характеристикам типа «одна из самых выдающихся скрипачек своего поколения» и «один из самых ярких и интересных молодых скрипачей современности». И такую настороженность можно понять. Если Граф Муржа хорошо знаком казанским слушателям и, безусловно, любим ими, то скрипач из Швеции Хьюго Тиччиати и английская скрипачка Прия Митчелл для Казани имена малоизвест­ные. Поэтому начало фестиваля ожидалось с особым нетерпением: действительно ли он станет событием в культурной жизни Казани? 

Сейчас, после завершения фестиваля, можно с уверенностью сказать: да, это событие. Фестиваль «Искусство смычка» не только оправдал обещанное организаторами, но и превзошел все слушательские ожидания. Он вылился в подлинный праздник скрипичной музыки. Скрипка в руках солистов и музыкантов камерного оркестра «La Primavera» безраздельно господствовала, властвовала над умами и душами многочисленных поклонников этого музыкального инструмента в Казани и Набережных Челнах.

Основная идея художественного руководителя фестиваля Рустема Абязова заключалась в приглашении превосходных скрипачей разных исполнительских школ и исполнении ими в сопровождении оркестра «La Primavera» сложной, напоминающей конкурсные испытания программы. 

Первые отделения – скрипичные концерты Баха и Моцарта. Что может быть сложнее и интереснее для скрипача, чем исполнение шедевров этих великих композиторов-классиков! В их интерпретации участниками фестиваля выявилось главное: понимание дирижером, солистами и оркестром особенностей эпохи, стиля композиторов, глубинного содержания этой музыки. Слушатели были поражены ярким исполнительским талантом каждого солиста, их безупречным техническим мастерством, филигранной отточенностью деталей, особым вдохновением. Причем слушать Баха и Моцарта, как показали концерты фестиваля, в исполнении принципиально отличающихся по темпераменту, национальной ментальности, личной индивидуальности солистов – процесс не просто увлекательный, а буквально захватывающий, завораживающий.

Вторые отделения позволили солистам продемонстрировать свою «разность» даже в предложенных «жестких» рамках (виртуозная пьеса композитора XX столетия, дуэт). Тут у каждого был «свой конек». Шведский скрипач Хьюго Тиччиати блистал во «Временах года» Астора Пьяццолы. В его исполнении поражало удивительное чувство стиля гениального аргентинца, богатство и разнообразие штрихов, красок, искрящаяся эмоциональность и обаяние молодости. Скрипачка из Великобритании Прия Митчелл восхитила казанцев высочайшей культурой звука. «Жаворонок воспаряющий» Р.Воан-Вильямса – произведение малоизвестное в России – в ее интерпретации ввело публику в состояние своеобразного слушательского восторга. А Граф Муржа, завершая фестиваль, как и предполагалось, в полном смысле слова покорил зал своим фантастическим исполнением «Кампанеллы» Н.Паганини.

Особое восхищение вызвал высочайший профессиональный уровень оркестра «La Primavera», его неповторимая интонационная культура, блестящее искусство аккомпанемента. Несомненно, все это – результат огромного, напряженного труда всего коллектива и его художественного руководителя Рустема Абязова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще