Буквально искупался в зрительском внимании известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров, побывавший на прошлой неделе в Казани. И, как показалось, был признателен за это. Впрочем, что там разглядеть за темными стеклами его стильных очков…
Представлять Карена Шахназарова широкой публике, как справедливо заметили представители Министерства культуры, устроившие пресс-конференцию с его участием, незачем. Созданные им фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Американская дочь», «Город Зеро», «Цареубийца», «Палата №6» и другие отмечены премиями и наградами международных кинофестивалей. Но самое главное – эти киноленты вот уже которое десятилетие остаются любимыми для нескольких поколений россиян. При этом сам Карен Георгиевич по современным меркам еще молод – недавно ему исполнилось 60 лет. А свою первую картину «Мы из джаза» он снял ровно тридцать лет назад – в 1983 году.
Вместе с Шахназаровым, который является генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», в Казань приехал Евгений Бейлин, руководитель ООО «Мосфильм-мастер», где занимаются дублированием, тиражированием и логистикой 90 процентов отечественных и зарубежных фильмов, выходящих в российский прокат. А потому центральной темой оживленного диалога между представителями республиканских СМИ и, не побоюсь этого слова, культовым режиссером стало современное состояние отечественного и регионального кинематографа.
Этот разговор продолжился вечером в казанском кинотеатре «Мир», где состоялись творческая встреча с Кареном Шахназаровым и премьерный показ его новой картины «Любовь в СССР».
Перед началом фильма публика больше часа не отпускала режиссера со сцены. И Шахназаров честно отстоял «вахту», отвечая на вопросы зрителей.
По его словам, «Любовь в СССР» – это перемонтированная кинолента «Исчезнувшая империя», выпущенная на экран в 2008 году. «Меня ругают за то, что я не снимаю фильмов о любви, вот, пожалуйста, любовь в чистом виде, никакой политики», – пошутил, представляя «Любовь в СССР», Карен Георгиевич. А еще у него обнаружилась любимая присказка. «Это надо понимать», – то и дело повторял режиссер, и это было похоже на «отбивку», своеобразный перевод разговора на новый абзац. Итак, с красной строки…
– Нужны ли регионам России, в частности Татарстану, свои киностудии?
– Зачем? – пожал плечами Шахназаров. – Для того чтобы делать хорошие фильмы, вовсе не нужно строить новую киностудию. А нужны местные кадры и деньги на производство фильма, правда, деньги немалые. Снимать хорошее кино сегодня можно где угодно, хоть в Праге, хоть в Берлине.
Другое дело, считает Карен Георгиевич, специалистов для регионального кино готовить нужно на профессиональной основе, на базе того же ВГИКа: «В советское время существовавшая здесь практика набора национальных мастерских себя оправдывала».
- Вообще, отметил кинорежиссер, сегодня не только российский кинематограф переживает кризис: «С ума сходят все крупные кинокомпании США, „заточенные“ под кинопленочное производство, – киномир переходит на «цифру», и ничего с этим не поделать – веяние времени!»
Вообще, отметил кинорежиссер, сегодня не только российский кинематограф переживает кризис: «С ума сходят все крупные кинокомпании США, „заточенные“ под кинопленочное производство, – киномир переходит на «цифру», и ничего с этим не поделать – веяние времени!»
«Уж не знаю почему, но нигде, как у нас в России, так не беспокоятся о делах Голливуда», – с иронией сказал Шахназаров.
– Как вы относитесь к возврату планирования производства кинофильмов как одному из способов возрождения отечественного кинематографа? Ведь такое уже было в советское время: вал, проценты…
– Ничего плохого в планировании я не вижу, особенно если это будет подкреплено финансово. Я, между прочим, по-настоящему «поднялся» именно благодаря жесткому плану на выпуск фильмов. Тогдашнее «киношное» руководство всерьез не воспринимало меня как режиссера, я вообще засомневался, ту ли профессию выбрал, – вспоминает Карен Георгиевич, – У меня на руках как раз был сценарий фильма «Мы из джаза». А в производстве музыкальных фильмов оказалось «окно», благодаря которому мне и разрешили снимать эту картину – план-то выполнять надо! Тем более к музыкальному жанру идеологические требования были не такие жесткие. Успех фильма придал мне уверенности.
– Как удается сочетать работу кинорежиссера с деятельностью менеджера одного из лучших в Европе киноконцернов?
– Я понял, что директор должен сам всем заниматься. Только тогда может
Физически тяжело, конечно, сочетать коммерцию и творчество, признается Шахназаров, но
– Ваша история любви, Карен Георгиевич, – это…
– Это новая редакция моей картины «Исчезнувшая империя». Мы решили переделать ее: перемонтировали, сделали новую музыку. Мне показалось, что она получилась другой. На самом деле мы не готовили ее для широкого кинопроката. Скорее, это версия для телевидения…
– Почему для премьеры выбрали Казань?
– Пригласили, чему очень рад. Я был
- С точки зрения художественных идей российское кино уступает кинематографу советского периода. И прежде всего в том, что оно не может никак найти себя, свою традицию, а все время пытается быть похожим на какое-то другое кино – американское, индийское, китайское…
– Ваше творчество в основном пришлось на советский период, на расцвет отечественного кинематографа. Вы испытываете ностальгические чувства по тому времени?
– Я никогда этого не отрицал и, наоборот, горжусь тем, что вырос, родился в СССР, это моя родина, в армии я давал присягу Советскому Союзу. А присягу дают один раз в жизни, между прочим. Но я вообще не имею привычки сожалеть о прошлом. В этом смысле я довольно прагматично смотрю на вещи. Не испытываю ностальгию, испытываю огромное уважение к тому периоду. Поэтому в новой картине отказался от любых мотивов сожаления о прошлом, которые были в «Исчезнувшей империи», и просто рассказал историю любви, какой она была в СССР.
…Но киномэтр слукавил. В фильме оказалось столько щемящих ноток, явственно свидетельствующих пусть не о сожалении, но о грусти по прошлому, по молодости, по тому времени. Сюжет фильма, думаю, не стоит пересказывать. Тем более что эта история любви вполне могла произойти в любое другое время и в любой точке земного шара. Но случилась в СССР.
– Какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее остро стоят сегодня перед российским кинематографом?
– О состоянии российского кинематографа говорят цифры. В прошлом году было сделано 66 картин, что очень мало для России. В СССР производилось 300 картин в год, Франция сегодня производит двести… Вместе с тем достаточно серьезно развивается отечественная телевизионная индустрия, выпускающая 300–350 сериалов в год – огромное количество. К сожалению, способные люди уходят из кино на телевидение. Я
Когда в семидесятые годы я пришел на «Мосфильм», там работали Шукшин, Бондарчук, Шепитько, Климов, Рязанов… В современном российском кино я не могу перечислить столько имен такого высокого класса – это проблема.
С точки зрения художественных идей российское кино уступает кинематографу советского периода. И прежде всего в том, что оно не может никак найти себя, свою традицию, а все время пытается быть похожим на какое-то другое кино – американское, индийское, китайское…
– Где же выход, на ваш взгляд?
– Сегодня кинорынок России – самый незащищенный в мире. Хотя у нас защищают все – куриные ножки, напитки, автомобили… Фактически российский кинематограф состязается со всем миром. А это очень сложно. Поэтому пока не появится какая-то система защиты отечественного производителя кино, вряд ли
– Расскажите о замысле вашего недавнего фильма «Белый тигр»…
– Изначально была повесть молодого питерского писателя. Мне понравился этот сюжет, сочетание фантастики и документальной достоверности. Мы довольно сильно изменили сценарий, но сама основа повести осталась. Мне давно хотелось снять военный фильм – это отдельная режиссура, строго говоря, такой вызов самому себе. А главное, мой отец был фронтовиком, прошел всю войну, и этот фильм – мое посвящение ему и его товарищам.
Я никогда не снимал сказок для детей. Но этот жанр, может быть, еще более сложный, чем военная картина. Такой фильм, который смотрели бы семилетние дети, я бы с удовольствием сделал. Может быть,
– Ваши дети живут в России?
– Ну, конечно, в России, и будут жить в России – зачем же я их производил на свет? Я слишком люблю свою родину. Патриотизм – это чувство достоинства, я слишком хорошо отношусь к себе, чтобы думать, что моя родина хуже кого-то. Старший сын пошел по моим стопам, во ВГИКе учится на режиссера. Младший – не знаю еще, но тоже, конечно, может «рвануть» в эту область. Видит бог, я абсолютно их не направлял, более того, не хотел, чтобы они работали в кино, потому что лучше, чем
– Если бы вам представилась возможность все начать сначала, вы бы хотели
– Я бы вообще все сделал по-другому. Постарался бы прожить совершенно иную жизнь, какой смысл повторять то же самое? За это и люблю свою профессию, потому что она позволяет мне жить мыслями и чувствами других людей…