В Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова стартовал фестиваль «К истокам мастерства», посвященный сразу двум памятным датам – 100-летию со дня рождения выдающегося певца и режиссера Нияза Даутова, который долгое время преподавал в консерватории на кафедре оперной подготовки и взрастил целое поколение замечательных артистов, а также 20-летию образования оперной студии КГК.
Открытие фестиваля было поистине ярким – спектакль «Башмачки», давно полюбившийся публике, прошел в ГБКЗ им.С.Сайдашева при аншлаге. В зале не было свободных мест, студенты по обыкновению заняли лестницы и все проходы. Несомненно, приятным сюрпризом для исполнителей стало присутствие на спектакле одного из самых известных выпускников Казанской консерватории – Ильгама Шакирова.
Премьерный показ «Башмачков» (режиссер – Рустем Фаткуллин) состоялся еще в октябре 2010 года. Тогда практически все исполнители главных ролей были еще студентами. Теперь многие из них стали известными певцами. Влюбленных героев, трогательную Сарвар и находчивого Галимжана, исполнили Айгуль Хайри и Филюс Кагиров. Яркий образ Карим-бая, созданный Артуром Исламовым, был настолько харизматичен, что этот персонаж практически не воспринимался как отрицательный. Не менее колоритен был и Рустем Асаев, представший в роли сибирского купца Гафурова. С несомненным интересом наблюдали зрители за перевоплощением финалистки телепроекта «Голос» Эльмиры Калимуллиной в тетушку Джихан. Детально продуманы были даже небольшие роли, которые исполнили Диляра Камалова (Фахрия, жена Карим-бая), Ильнур Байназаров (Махмут), Илюса Хузина (Гильми, старшая дочь Карим-бая), Руслан Абдрафиков (Вафа, ее муж) и другие.
Если на премьерных спектаклях еще чувствовались неуверенность и некоторая скованность исполнителей, то февральский показ «Башмачков» представил публике не только профессиональных вокалистов, но и настоящих артистов, заряжающих зал потрясающей энергетикой.
По настроению, царившему на сцене, чувствовалось, что спектакль создавался с большой любовью и отдачей. Одним из самых запоминающихся эффектов стала «замедленная съемка», которую, к слову, придумали сами молодые артисты. Этот стоп-кадр с неповторимыми выражениями лиц героев неизменно вызывает смех и одобрение зала.
Несмотря на акустические сложности постановки таких спектаклей на сцене ГБКЗ, солисты достойно справились со своей задачей. Это отразилось и в легкости вокала, и в четкости дикции, и в ярких интонациях разговорных диалогов. Важную роль в равновесии звука сыграли оркестр Tatarica и хоровая группа, чутко сопровождавшие солистов.
Заключительный аккорд оркестра еще не успел отзвучать, когда зал взорвался аплодисментами. Зрители устроили исполнителям и их наставникам настоящую овацию.
По своему символично, что фестиваль «К истокам мастерства» открылся именно этой постановкой. С одной стороны, «Башмачки» – это дань уважения традициям и выдающимся мастерам прошлого, с другой – настоящий праздник молодости и таланта.
17 марта спектакль оперной студии КГК «Башмачки» будет показан на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова. А казанский зритель в рамках фестиваля уже 5 марта сможет увидеть легендарную оперетту Имре Кальмана «Сильва» в постановке Эдуарда Трескина. Напомним, что непревзойденным исполнителем роли Эдвина в этой оперетте был Нияз Даутов. После выхода на экраны кинофильма «Сильва» с его участием певец приобрел поистине всесоюзную славу.
Александра НАГОРНОВА