Любительский коллектив продолжает славные традиции казанского хорового искусства
Настоящий праздник устроил в святочные дни для своих поклонников камерный хор казанского Дома ученых «Гармония», представив слушателям очередную программу.»Ave Maria» и «Jingle Bells», русские народные песни и негритянские спиричуэлс, старинная европейская и современная российская музыка – коллектив в очередной раз продемонстрировал многообразие репертуара, а благодарная публика, как и всегда на концертах «Гармонии», долго не хотела отпускать исполнителей.
Хор «Гармония», на мой взгляд, явление по нынешним временам уникальное. Коллектив любительский, поют здесь медики, программисты, педагоги, офисные работники… Вот представьте: взрослые семейные работающие люди вечерами собираются и поют… Да не попсу какуюнибудь в караоке – этим как раз нынче многие грешат, а сложные многоголосные произведения, русскую и зарубежную классику, музыку народов мира… Впрочем, посвященным людям многое станет понятнее, если сказать, что костяк хора составляют бывшие участники известной капеллы Казанского государственного университета. Ее руководитель Валерий Леванов, вспоминают хористы, создал там совершенно особую атмосферу – и творческую, и чисто человеческую. Неудивительно, что люди продолжали заниматься в капелле и долгие годы после того, как заканчивали университет.
Но бурные общественные и социальные перемены начала 90х годов прошлого века вынудили многих заняться более приземленными делами, оставив любимое увлечение. Ктото «завязал» с хоровым пением навсегда, но, когда в 1995 году отмечали сорокалетие капеллы, около пятнадцати бывших членов коллектива с помощью хормейстера Гузель Гимаевой подготовили к празднику небольшую камерную программу. А когда праздничный концерт закончился, поняли, что им совсем не хочется расставаться – ни друг с другом, ни с пением. Так появилась «Гармония».
Первое время они занимались на музыкальном факультете педуниверситета, где работала Гимаева. Потом помещение для репетиций предоставил Дом ученых. А после первого же отчетного концерта им предложили и статус камерного хора Дома ученых – его администрация справедливо посчитала, что уровень коллектива вполне отвечает столь почетному званию.
Сегодня «Гармонию» знают не только казанские ценители хорового пения. Выступал хор и на фестивалях в Ярославле, Ульяновске, Сергиевом Посаде. Кстати, на фестивали ездят за свои деньги, но считают это не затратами, а вложением в собственное развитие, ведь помимо столь важного общения с хористами из других городов, везде, где бывают, они обязательно ходят по музеям, осматривают достопримечательности.
Конечно, за прошедшие годы коллектив изменился – ктото всетаки «отсеялся», зато стали приходить новые люди. Особенно, говорит староста хора Андрей Федосеев, это заметно в последние тричетыре года. Сегодня в хоре постоянно поют около тридцати человек, из них лишь около трети – те, кто стоял у истоков. Что радует – начали появляться совсем молодые люди, студенты. Их-то, выросших на образцах принципиально иной культуры, что тянет сюда? Наверное, то, о чем говорят и бывшие капеллисты – здесь собрались люди, с которыми интересно общаться и вне репетиций, обсуждать не только цены в магазинах и последние модели машин и мобильников… Всетаки любовь к хоровому пению всегда была признаком достаточно высокого культурного уровня. А еще хористы утверждают, что во время пения в организме у них наступает, в полном соответствии с их названием, гармония – утихает головная боль, нормализуется давление… Поневоле вспомнишь слова подзабытой уже песни – «В жизни, как обычно, нет гармонии, в музыке только гармония есть».
Конечно, атмосфера в коллективе в огромной степени зависит от руководителя. Все эти годы камерным хором попрежнему руководит Гузель Гимаева. Тут, на мой взгляд, тоже достаточно уникальный случай. Ведь занимается она этим фактически на общественных началах – официальной ставки руководителя хора не существует, соответственно, и зарплату ей никто не платит. Но на вопрос, зачем ей, занятому человеку (Гузель Анваровна является доцентом кафедры музыкального искусства Института филологии и искусств Казанского федерального университета), это нужно, что заставляет отрывать время от семьи и законного отдыха, она только удивленно разводит руками:
– Пишет же ктото в свободное время стихи. Или фотографией увлекается… Здесь моя творческая лаборатория. Я леплю звук, сама пишу аранжировки и тут же их опробую.
«Музыкальное воспитание хора представляет задачу трудную и требует от руководителя хора или хормейстера всестороннего художественного развития и абсолютно верного слуха», – говорится в статье «Хоровое пение» Брокгауза и Ефрона. Да, добиться, чтобы все голоса в хоре сливались в одно целое, признает Гузель Гимаева, не так просто. Особенно когда речь идет о непрофессионалах. Скажем, если человек в «обычной» жизни руководитель – как заставить его не выбиваться из общего звучания, стать лишь одним из голосов в общей палитре? Но у нее получается. Более того, она иногда принимает в коллектив людей, не обладающих выдающимся голосом и даже имеющих проблемы со слухом. Потому что считает, что главное в этом случае – тяга к хоровому пению. Остальное разовьется, свидетельством чему – выступления хора «Гармония».
Записи выступлений хора «Гармония» вы можете послушать на нашем сайте www.rt-online.ru