В музее-заповеднике «Казанский Кремль» прошел «круглый стол» на тему «Татарский костюм: традиции и перспективы развития».
Идея его проведения была подсказана открывшейся здесь в конце прошлого года экспозицией «Традиционная культура татар ХIХ-ХХ веков» из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), в значительной степени составленной из образцов национального костюма и различных его элементов (головные уборы, ювелирные изделия, обувь). На фоне всей этой красоты, представленной в выставочном зале «Манеж», и состоялся заинтересованный разговор о судьбе татарского национального костюма и проблемах изучения, сохранения и передачи традиций мастеров прошлого.
В работе «круглого стола» приняли участие этнографы, искусствоведы, мастера народных промыслов, модельеры и производственники, занимающиеся выпуском национальной одежды. Приветствуя гостей, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева отметила, что национальный костюм – это не только визитная карточка народа, но и двигатель индустрии моды. «Я помню, когда Государственный ансамбль песни и танца Татарстана выступал в Каннах, очень многие французские модельеры после концерта подходили и разглядывали на их костюмах каждый узор. Особенно их интересовала вышивка», – рассказала она. В свою очередь модератор «круглого стола» доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова отметила, что еще предки казанских татар – булгары – были законодателями моды не только в степях Евразии, но и в Иране и в Закавказье. Многое позаимствовали из истории татарского костюма и европейские модельеры: шаровары, платья свободного покроя, жилеты, камзолы. Воланы и оборки тоже оттуда, как и расшитые золотом головные уборы и пояса. Элементы татарского национального костюма используются и в моделировании современной одежды. Так, на показе высокой моды в Москве на подиуме был представлен татарский костюм модельера Татьяны Смирновой, позже часть ее коллекции приобрел Дом моды Chanel.
По мнению специалистов, интерес к национальной одежде – это ответ на глобализацию и универсализацию в современной культуре. Вместе с тем у них немало замечаний к тем образцам татарского костюма, которые создаются сегодня и по своему художественному уровню не соответствуют ни классическим, ни современным требованиям. В этом плане Татарстан отстает даже от соседних республик – Марий Эл, Чувашии и Башкортостана. Одна из причин – отсутствие преемственности между поколениями ученых, представляющих казанскую этнографическую школу.