Выхода этой книги давно ждали российские искусствоведы, культурологи и историки. И вот наконец спустя почти столетие после первых изданий трудов одного из выдающихся представителей российского гуманитарного знания Федора Шмита событие состоялось.
Его книги пылились на полках библиотеки Казанского университета более полувека, превратившись в библиографическую редкость. Имя Федора Ивановича Шмита (1877-1937) – историка культуры и искусства, создателя оригинальной эволюционно-циклической концепции развития искусства, казалось, было навсегда забыто. Однако редакционному совету серии «Российские пропилеи» удалось осуществить переиздание наиболее значимых трудов ученого. В том вошли основные работы Шмита: «Искусство. Основные проблемы теории и истории» (1925), «Музейное дело. Вопросы экспозиции» (1929), «Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция» (1919), «Искусство Древней Руси, Украины» (1919).
Тексты Шмита впервые представлены с комментариями и снабжены примечаниями. Очерк о творческом наследии выдающегося ученого написан казанским исследователем, доктором исторических наук Лидией Сыченковой, которая занималась изучением его биографии и теории искусства на протяжении трех десятков лет. Данное культурологическое исследование – фактически книга в книге – плод кропотливого труда и необычайной преданности своему герою, чья яркая и трагическая жизнь была насильственно оборвана в 1937 году.
Лидия Сыченкова убедительно доказывает, что Федор Шмит смелыми замыслами опередил свое время, а эпоха определила трагизм его личной судьбы и учеников, забвение научных открытий. Однако идеи Ф.Шмита оказались настолько жизнеспособными, что через столетие его наследие способно дать импульс к развитию новых направлений, выводящих российских исследователей на передовые рубежи гуманитарной науки.
Шмит Федор Иванович (1877-1937) – русский историк культуры и искусства, создатель эволюционно-циклической концепции развития искусства. Шмит полагал, что искусство, как и вся художественная культура, развивается по своим собственным законам, которые необходимо установить. Ученому принадлежит первенство и в анализе других культурологических проблем.
Теория Шмита остается практически неизвестной для мирового научного сообщества, несмотря на то что широкую известность получили аналогичные теории, созданные западными искусствоведами. Только спустя полвека, по утверждению доктора культурологии, профессора СПбГУ Александра Дриккера, выявленная Шмитом эволюционная закономерность в искусстве была заново открыта английским историком и теоретиком искусства Эрихом Гомбрихом (1909-2001). Верность основных положений теории Шмита подтверждает проведенный современными культурологами сравнительно-сопоставительный анализ концепций английского и российского искусствоведов. Данные оценки Лидия Сыченкова справедливо рассматривает как одну из попыток хотя бы «задним числом» вписать имя и открытия Федора Шмита в пространство мировой науки.
Разумеется, прекрасно то, что и за рубежом, и даже в России издаются и переиздаются значительными тиражами монографии и учебники Эриха Гомбриха. Но явно несправедливо, что не менее оригинальные труды Федора Шмита остаются известными только узкому кругу специалистов. Вот и вновь с сожалением приходится констатировать, что продолжает жить «дурная» традиция: возвращение «алмаза» российского интеллектуального наследия совершается только после того, как он получил «огранку» – признание за рубежом. В такой последовательности в России «открывали» имена многих выдающихся соотечественников – Михаила Бахтина, Петра Бицилли, Александра Богданова и других.
Не хочется думать, что «река времен» унесет «в пропасть забвения» научные достижения Федора Шмита прежде, чем они получат признание в своем Отечестве. Дело здесь не только и не столько в восстановлении некоего объективного статуса ученого, а в принципиальном отношении к вопросу о роли и месте Шмита в духовной жизни российского общества.
Первые издания книг Федора Шмита выглядят более чем скромно: в бумажном переплете, на плохой бумаге, без иллюстраций и научно-справочного аппарата. В жизни Шмиту не хватило времени и чуточку везения, чтобы в полной мере завершить огранку своей красивой концепции и представить ее в достойной оправе. Данное издание, выполненное в лучших академических традициях (оформленное даже ленточкой-закладкой), является важным вкладом в процесс возвращения идей и открытий Федора Шмита в историю российской науки.
Хочется надеяться, что интерес к данному изданию проявят не только специалисты. Разделяю уверенность авторской группы в том, что чтение трудов Шмита и материалов о нем станет полезным (хотя и не легким) занятием для достаточно широкого круга читателей и послужит поводом для размышлений об истории и судьбах отечественной культуры.