…В фойе парламентского центра Госсовета республики развернута небольшая экспозиция живописных картин под общим названием «Я через сердце вижу мир». Это работы четырех татарстанских художников. Ни одного печального сюжета – только любопытство к жизни, мечты о путешествиях и любовь ко всему земному. К природе, людям, животным, цветам, временам года, строителям метро…
У обеих молодых художниц с детства церебральный паралич, навсегда ограничивший самостоятельное передвижение. У художников-мужчин нет ног. У одного – еще и рук. Но кто бы об этом узнал, не будь рядом с работами информации об их авторах?
Римме Хадиевой – 30 лет. Она училась на художника в Московском институте инвалидов на живописном факультете. Девушка в инвалидной коляске снялась в нескольких фильмах, участвует в выставках. На фотографии видно, как непросто Римме удерживать руку перед полотном. Но ведь ей так хотелось нарисовать историю любви и смерти Александра Пушкина и его Натали…
А вот фотопортрет Анатолия Николаева. Родился в 1956 году в Тетюшах, сегодня живет в Нурлате. Он – дипломированный художник, окончивший Ленинградский художественный институт имени Репина. Все, кто приходит посмотреть картины, «тормозят» у его «Весны. Распутицы». Мистика, но возле полотна становится действительно по-весеннему зябко и свежо.
Анна Хачатрян – сверстница Риммы Хадиевой. Испытаний на ее долю выпало предостаточно. Анна не может даже взять в руки карандаш,
Александр Вилков стал настоящим художником уже после болезни, лишившей его ног. Он сочиняет стихи, прекрасно играет в шахматы, на гитаре, совершает вместе с женой на своем специализированном автомобиле турне по городам Золотого кольца. Храмы с крутыми к ним лестницами, яркие краски Венеции, мужская воля, вера, надежда – все есть в его картинах.
А мне бы хотелось переадресовать восторги зрителей еще и тем, кто всегда стоит рядом, но все равно словно в тени художников. Их самым близким людям. Тем, кто день за днем помогает справляться с недугом и трудным во всех смыслах бытом.
Подобная выставка художников-инвалидов не первая, организованная в республиканском парламенте. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Картину – тоже, у каждой из них есть ведь и своя материальная цена, кстати, не слишком высокая для профессионального художника. По словам председателя Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, депутата Госсовета Рифата Ганибаева, работы «потихоньку» продаются. Вот и хорошо: уж эти-то деньги точно потрачены не впустую.