Гия КАНЧЕЛИ: Добро остается хрупким

Почетным гостем II Международного фестиваля современной музыки им.Софии Губайдулиной Concordia стал всемирно известный грузинский композитор, народный артист СССР Гия Канчели.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

information_items_70401
Почетным гостем II Международного фестиваля современной музыки им.Софии Губайдулиной Concordia стал всемирно известный грузинский композитор, народный артист СССР Гия Канчели.

Авторский концерт Канчели в Казани, безусловно, событие нерядовое, тем более что музыканты Симфонического оркестра Татарстана работали под приглядом самого автора. А он сегодня – нечастый гость в России.

В Казань всемирно известный композитор приехал впервые и провел здесь три дня, присутствуя на репетициях ГСО РТ, подготовившего для авторского концерта Канчели несколько премьер, в том числе симфонии для хора и оркестра Dixi переводе с латыни «Я сказал») и «Стикса» – сочинения, написанного для Юрия Башмета и им же представленного в Казани. Этим событием мы также обязаны Государственному академическому русскому хору им.А.Свешникова под управлением Евгения Волкова – коллективу прославленному, с богатыми традициями.

За час до концерта Гия Канчели признался журналистам: «Приехав в Татарстан, я не ожидал встретить здесь такой оркестр. Очень редко уровень исполнения бывает таким высоким, что мне начинает нравиться собственная музыка». И добавил: «У меня обычно не складываются теплые взаимоотношения с властями – ни в Грузии и вообще нигде. Но в данном случае руководство республики отнеслось к этой области искусства настолько серьезно, что результат не заставил себя ждать. Без поддержки властей даже такой блестящий дирижер, как Сладковский, не смог бы добиться столь высокого уровня».

В свою очередь художественный руководитель оркестра и фестиваля Concordia Александр Сладковский отметил, что давно мечтал познакомить нашу публику с музыкой Канчели, которая никогда раньше не звучала в Казани. «Я счастливый человек, потому что уже давно знаю и люблю эту музыку. И очень благодарен Гие Александровичу за то, что он согласился приехать в Казань. Для наших музыкантов огромная честь, что такой великий мастер три дня репетировал с нами, общался», – сказал маэстро.

На той же пресс-конференции Гия Канчели ответил на несколько вопросов корреспондента «РТ».

– Гия Александрович, в вашей музыке всегда чувствуются национальные корни. Что помогает вам сегодня поддерживать это самоощущение грузинского композитора?

– Что касается национальных корней в музыке, то я отношусь к этому несколько с опаской и сам никогда не пользуюсь фольклорным материалом. Грузинскую полифоническую музыку я считаю авторской, и это мой принцип – не прикасаться к тому, что когда-то создали некие гениальные анонимы. К грузинскому фольклору я отношусь с огромным уважением и любовью, но для меня индивидуальность того или иного автора имеет гораздо большее значение, чем его национальные корни. Если эта индивидуальность не о себе сейчас говорю) очень яркая, то в конечном счете она становится достоянием определенной культуры. И если вы считаете, что в моей музыке ощущаются национальные корни, я вам очень благодарен. Хотя сам их не ощущаю.

– Ваши мысли созвучны с тем, что говорит о своих национальных корнях София Губайдулина. Часто ли вам доводится встречаться с ней?

– София Асгатовна принадлежит к той категории людей, с которыми возможно общаться мысленно, на расстоянии. И такое со мной бывает довольно часто. Похожие отношения у меня с Арво Пяртом, Валентином Сильвестровым и даже с Альфредом Шнитке. К сожалению, его уже нет с нами, но и с ним мое общение продолжается.

– Знакомы ли вы с татарской музыкой и с кем-то из композиторов, живущих в нашей республике?

– Я знаю, что здесь жил довольно известный композитор Назиб Жиганов. В свое время, когда я был еще студентом консерватории, мой концерт для оркестра получил премию на всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Сам я считаю это сочинение довольно слабым, но по своему языку оно для того времени выделялось, чем вызвало неприятие со стороны существовавшего тогда официоза. И в журнале «Советская музыка» появилась статья Жиганова, где он написал, что музыка, которую пишет Канчели, радует наших недругов в капиталистических странах… Не подумайте, что я говорю об этом с укором. Наоборот, я благодарен ему за то, что в свое время он высказал такое отношение к моей музыке. Для меня, моего творчества это имело положительное значение. И я кланяюсь его праху.

  • Канчели Георгий (Гия) Александрович родился в 1935 году в Тбилиси. Здесь окончил музыкальную семилетку, потом геологический факультет университета и лишь в 1963 году – Тбилисскую консерваторию. Уже в студенческие годы музыка Канчели оказалась в центре критических дискуссий, не прекращавшихся вплоть до присуждения композитору в 1976 году Государственной премии СССР, а затем вспыхнувших с новой силой. С 1967 по 1986 год им написано семь симфоний, а также музыка к десяткам спектаклей и кинофильмов том числе к таким, как «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!»). В 1991 году композитор получил приглашение в Берлин, а с 1994-го и по сей день живет в Антверпене (Бельгия). Сегодня Гия Канчели – один из самых значительных современных композиторов, чьи симфонические и камерные сочинения исполняются в лучших концертных залах самыми известными оркестрами и музыкантами. В современной России пропагандистом музыки Канчели является Юрий Башмет.

Что касается последующих поколений татарских композиторов, то, к сожалению, я не могу сказать, что знаю их музыку. Хотя на пленумах и съездах Союза композиторов СССР, проходивших в основном в Москве, я слушал и татарскую музыку.

– Многие ваши сочинения, если не по форме, то по звучанию, трагическому накалу, воспринимаются как реквием. Та боль, которая в них заключена, является метафизической или для вас это всегда что-то личное?

– Если твоя боль не ощущается слушателями как их личная, то эта боль никому не интересна. Я думаю, что Шостакович стал близким, своим композитором на всех континентах потому, что боль Шостаковича оказалась болью абсолютного большинства людей. Поэтому, мне кажется, недостаточно выражать свою личную боль, она должна быть всеобщей.

– А о чем ваша боль?

– О том, что происходит вокруг нас, и о том, что происходит с нами… Ведь, к сожалению, добро остается хрупким, а зло становится все более и более изощренным.

Буквально за несколько минут до начала концерта к участникам пресс-конференции присоединился народный артист России Юрий Башмет. По его словам, среди более чем пятидесяти сочинений, которые написаны для него, есть три шедевра: это альтовые концерты Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной и «Стикс» Канчели.

«Когда я играю „Стикса“, у меня возникает чувство, что родился и живу не напрасно, – сказал Башмет. – Эта музыка о том, о чем мы все думаем, что переживаем, но не решаемся сказать, настолько это интимно и космически касается всех». Выдающийся альтист отметил, что, несмотря на всю трагичность, это очень светлое произведение. «В свое время, когда я получил от Канчели ноты и начал репетировать „Стикса“, это помогло мне выйти из жуткой депрессии, в которой находился почти два года», – признался музыкант.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще