Я проповедую живой театр

Сегодня в помещении ТГАТ им.Г.Камала начинаются гастроли Оренбургского государственного драматического театра им.М.Горького.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_69889
Рифкат Исрафилов верен своим творческим принципам и великим учителям

Сегодня в помещении ТГАТ им.Г.Камала начинаются гастроли Оренбургского государственного драматического театра им.М.Горького.

Оренбургская драма – один из старейших театров на Урале. Первый театральный сезон в Оренбурге был открыт осенью 1856 года труппой известного антрепренера Бориса Соловьева. В историю Оренбургского драматического театра вписаны имена великих русских актеров: Пелагеи Стрепетовой, Владимира Андреева-Бурлака, Веры Комиссаржевской, Михаила Тарханова и многих других.

С 1997 года художественным руководителем Оренбургской драмы является народный артист России Рифкат Исрафилов. Театр – дело всей его жизни. В свое время, чтобы познать все тонкости режиссерского ремесла, он окончил актерский и режиссерский факультеты ГИТИСа. В числе его учителей – Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров. Пятнадцать лет Рифкат Исрафилов был главным режиссером и художественным руководителем Башкирского академического театра драмы имени М.Гафури. Ставил он и на камаловской сцене. Многим казанцам памятен его спектакль «Искал тебя, любимая» по пьесе Туфана Миннуллина.

В Оренбургский театр Исрафилов пришел с огромным творческим багажом. Репертуарная афиша, сложившаяся под его влиянием, включает русскую и зарубежную классику, современную драматургию разных жанров.

– Рифкат Вакилович, какие ожидания вы связываете с нынешними гастролями Оренбургского театра в Казани?

– Лично для меня всегда было значимо мнение театральной общественности Казани, поэтому я всегда считал своим долгом показать свои лучшие спектакли в столице Татарстана. Так повелось еще со времени моей работы в Башкирском академическом театре. И на всех моих спектаклях в зале присутствовал Минтимер Шарипович Шаймиев. Мы ждем его и в этот раз! Раньше на все спектакли приходил и мой друг, выдающийся драматург Туфан Миннуллин. К сожалению, с его уходом из жизни театральное искусство не только Татарстана, но и всей России лишилось колоссальной подпитки гениального мыслителя.

В том, что Оренбургский и Камаловский театры связывает многолетняя дружба, большая заслуга и незабвенного Шамиля Зиннуровича Закирова, удивительного директора театра и замечательного человека. И сегодня важно сохранить это общее культурное пространство, которое образовалось между нашими регионами, приумножить наши общие традиции. Артистам необходимо дышать воздухом не только своего театра, поэтому нынешние гастроли для нас очень значимы. Хочу отметить, что на этот раз они проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

– Признаться, очень хотелось бы увидеть ваших знаменитых «Трех сестер» или недавнюю постановку «Ричард III», но вы открываете гастроли мюзиклом «Вестсайдская история»… По какому принципу формировалась ваша казанская афиша?

– В нашу гастрольную афишу вошли четыре спектакля, я бы добавил – к сожалению, всего четыре… Мы бы рады привезти больше, но пока нет такой возможности. Это постановки, побывавшие на крупных театральных фестивалях и получившие там высокую оценку. Например, «Вестсайдская история» в прошлом году открывала международный театральный фестиваль «Твой шанс» в Москве. В этом спектакле заняты не только артисты театра, но и мои студенты из Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. А главную женскую роль исполняет актриса театра музыкальной комедии Елена Колчанова. К слову, о постановке «Вестсайдской истории» я мечтал со студенческой скамьи, и, на мой взгляд, спектакль получился не просто ярким, зрелищным, но и созвучным нашему времени.

В прошлом сезоне известный московский драматург и режиссер Семен Злотников осуществил на оренбургской сцене постановку своей замечательной пьесы «Пришел мужчина к женщине». Этот спектакль уже приглашен на фестиваль «Русская комедия», который ежегодно проходит в Ростове-на-Дону. И конечно же, мы не могли не включить его в гастрольную афишу.

– Будучи секретарем Союза театральных деятелей РФ, вы последовательно отстаиваете идею сохранения репертуарного театра. В чем, на ваш взгляд, заключается его сегодняшняя миссия? 

– Основная задача театра – потрясти зрителя, воздействовать на умы людей. Есть три кита, на которых держится значимость нашего дела. Первое – это философия спектакля, второе – энергетическое воздействие на публику, и наконец третье – это сопричастность зрителей, которые своей реакцией, отношением к тому, что они видят на сцене, участвуют в создании спектакля. И на сегодняшний день репертуарный театр – то единственное, что олицетворяет эти наши устремления. Поэтому мы должны защитить его и сохранить.

Я проповедую живой театр, русскую психологическую школу, великое наследие Станиславского и Немировича-Данченко. Скажем, когда мы брали в репертуар «Вестсайдскую историю», это совпало с событиями на Манежной площади в Москве. Тема межнациональных отношений настолько тонкая и злободневная, что театр, на мой взгляд, должен, как барометр, реагировать на проблему, сигнализировать о ней и не только. Театр призван нести созидательную энергетику, призван достучаться до людей, которым есть что противопоставить распрям и конфликтам на почве национальной раздробленности. И эти люди, прежде всего, мы сами. 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще