Выставка «Гений Да Винчи», открывшаяся в Галерее современного искусства ГМИИ РТ, демонстрирует весь диапазон невероятной одаренности Леонардо как изобретателя и художника.
В экспозиции представлены макеты более 60 изобретенных им машин и механизмов, созданных на основе многолетнего изучения зашифрованных дневников (кодексов) Да Винчи, а также сами эти дневники и, конечно же, репродукции знаменитых полотен мастера эпохи Возрождения, представленные в трехмерном интерактивном исполнении.
«Имя Леонардо да Винчи сегодня знает каждый российский школьник, и это большая удача, что такая выставка приехала к нам в Казань, – отметила на церемонии открытия экспозиции заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова. – Конечно, татарстанцы не обделены вниманием организаторов крупных выставочных проектов, но это на самом деле редкая удача, что мы можем соприкоснуться с гением Да Винчи». По ее словам, создатели выставки очень близко подобрались к разгадке тайн Леонардо.
На церемонии также выступил почетный консул Италии в Самарской области и Республике Татарстан Джангуидо Бреддо, с гордостью отметивший, что у себя на родине он живет всего в нескольких километрах от того местечка, где родился Леонардо. «И в то же время мы, итальянцы, понимаем, что гений Да Винчи принадлежит не только нам, а всему миру», – сказал консул.
Как подчеркивают организаторы выставки, это прежде всего образовательный проект. Макеты планеров, предшественника современного вертолета, прототипов танка, автомобиля, подводной лодки и целого ряда других удивительных творений, намного опередивших свое время, были выполнены группой итальянских плотников музея Леонардо да Винчи в Риме с помощью технологий и материалов, доступных в Италии XV века – дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок. Большую часть макетов можно потрогать руками, а некоторые из них даже испробовать в действии.
Отдельный зал посвящен вечной загадке «Моны Лизы». Экспозицию, связанную с этой картиной, удалось создать благодаря французскому инженеру и изобретателю мультиспектральной фотокамеры Паскалю Котте, который лично провел первую экскурсию для журналистов. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра, которые при обычных условиях человеческий глаз воспринимать не может. Благодаря изобретению Котте мы впервые можем насладиться оригинальным цветом красок «Моны Лизы»: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья…Также видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало, а ее улыбка была более выразительной и четкой. Наконец, вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы! Словом, как это ни печально, то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение Леонардо да Винчи.