В свое время отборочная комиссия фестиваля мусульманского кино «забраковала» фильм Егора Кончаловского «Антикиллер» – вероятно, из-за имеющих там место сцен жестокости и насилия, которым, как известно, путь на «мусульманский экран» заказан.
Но, похоже, представитель знаменитой кинематографической фамилии обиды на это не держит. Больше того, Кончаловский-младший сделал выводы и на этот раз привез в Казань «доброе кино». В рамках внеконкурсной программы VIII КМФМК почетный гость фестиваля представил казанским зрителям два своих новых кинопроекта – полнометражную художественную ленту «Возвращение в А» и киноальманах «Сердце мое, Астана». Оба фильма сделаны в Казахстане, на родине матери кинорежиссера – замечательной актрисы Натальи Аринбасаровой. Кстати сказать, в обеих картинах она снялась в небольших ролях.
Представляя зрителям военную драму «Возвращение в А», Кончаловский подробно рассказал о том, как шла работа над фильмом, и первых отзывах о нем. Это история о том, как служили и воевали в Афганистане два советских офицера – казах и русский. Казах потерял ногу, но остался в живых, а русский пропал без вести. И спустя 25 лет казах снова отправляется в Афган искать своего друга… Картина «Возвращение в А» стала первым казахстанским 3D-фильмом и номинировалась от Казахстана на «Оскара» в категории «Лучший неанглоязычный фильм».
Вторая картина, снятая в содружестве с казахстанскими кинематографистами, состоит из десяти новелл, которых объединяет только то, что их действие происходит в Астане. В этом проекте Кончаловский участвовал как продюсер и режиссер-постановщик одной из новелл.
По словам Кончаловского, этот проект посвящен двадцатилетию независимости Казахстана. «Можно по-разному относиться к таким датам, но я рад, что первыми картину увидят именно в Казани», – отметил режиссер.
«Я второй раз в вашем городе. Впервые приезжал в Казань полтора года назад, зимой, тогда улицы еще не были перекопаны в связи с подготовкой к Универсиаде. Город сразу мне понравился, и у меня даже возникли некоторые кинематографические мысли, связанные с Казанью», – заинтриговал гость. Впрочем, много распространяться по поводу «кинематографических мыслей» режиссер пока не стал. «Эта мысль была очень расплывчатой, – уточнил он. – Но я помню какое-то очень уютное чувство от тишины, несуетности большого современного города. Мне, москвичу, это удивительно, я уже забыл, что значит уютный город. В общем, с тех пор у меня есть желание снимать кино в Казани о Казани. Но по этому поводу больше я пока ничего не скажу».
Не лукавя, Егор Кончаловский признался, почему для него очень важен именно нынешний, восьмой фестиваль мусульманского кино – конечно же, прежде всего за возможность показать здесь свои новые киноработы. И вместе с тем режиссер был вполне убедителен, говоря о том, что ему близки ценности, которые пропагандируются фестивалем мусульманского кино. Это – терпимость, позитивный взгляд на мир, стремление к взаимопониманию. «Все те качества, которые необходимы для участия в этом кинофестивале, в общем-то, на большом российском экране, да и мировом тоже, основательно подзабыты. На кино сегодня смотрят исключительно как на бизнес. Главное – это кассовые сборы. А еще желательно после проката продать майки и игрушки с атрибутикой киноленты… И если кинотеатры сочтут, что картина слишком грустная или чересчур серьезная, прокатчики с удовольствием предпочтут ей «Трансформеров» или «Аватар». Лично я ничего против такого кино не имею… Вместе с тем существует масса хороших фильмов, которым очень сложно, а подчас просто невозможно пробиться на большой экран. И ценность казанского фестиваля именно в том, что он помогает продвигать хорошее некоммерческое кино».
По словам Егора Кончаловского, сейчас он много времени проводит в Азербайджане, где только что завершил работу над еще одним фильмом – альманахом «Баку, я люблю тебя», с которым режиссер надеется приехать на фестиваль мусульманского кино в следующем году.