Картины священных слов

В художественном оформлении священной книги мусульман особое место занимают каллиграфия и декорирование текста – тасхиб. Именно иранцы добились успеха в этом искусстве.

Автор статьи: Альсина ГАЗИЗОВА

В казанском Музее исламской культуры, что в мечети Кул Шариф, открылась выставка «Коран в зеркале искусства Ирана»

В художественном оформлении священной книги мусульман особое место занимают каллиграфия и декорирование текста – тасхиб. Именно иранцы добились успеха в этом искусстве. Выставка коранических текстов в интерпретации современных художников Исламской Республики подготовлена музеем-заповедником «Казанский Кремль» и атташатом по культуре при генконсульстве Ирана в Казани.

«Мы открываем новую страницу культурного сотрудничества с Ираном. Надеюсь, оно будет продолжаться и впредь, потому что благодаря иранским выставкам искусство каллиграфии в нашей республике получило новый импульс в развитии. Уверена, что посетители получат новое представление о мусульманском государстве», – сказала директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева перед торжественным моментом перерезания красной ленточки.

Генеральный консул Исламской Республики Иран в Казани Расул Багернежад Шаян подчеркнул: многие деятели искусства черпают вдохновение из Корана. «Примечательно, что выставка объединила в себе искусство, Коран и Иран», – добавил он.

  • Согласно восточной философии каллиграфия – не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг. Это подлинное искусство

На выставке все произведения выполнены на бумаге ручной выделки с использованием красок растительного происхождения (из корней гранатового и орехового деревьев) или животного (например, из желчи змеи). Благодаря этому каждая работа настолько «живая», что излучает особое тепло, пояснила руководитель Музея исламской культуры Рушания Шафигуллина.

Согласно восточной философии каллиграфия – не только дизайн букв и изящное украшение страниц религиозных и художественных книг. Это подлинное искусство, направленное на познание красоты, а само великолепие письменности является выражением возвышенного духовного начала мастера.

В Музее исламской культуры в эти дни выставлено более пятидесяти произведений мастера каллиграфии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде и Алирезы Барзкара – мастера тасхиба.

– В картинах этой выставки нет явного классического почерка, – говорит Рушания Шафигуллина, – например, Сейед Аболфазла Абдуллах-заде для выполнения некоторых своих работ использовал не кисти, не карандаши, а… бритвенный станок.

Сейед Аболфазла Абдуллах-заде пояснил:

– Это моя собственная техника, которая позволяет мне нарисовать картину за тридцать минут, тогда как на нее могли бы уйти месяцы. При этом произведение представляет собой именно рисунок, а не надпись. Важно не только красиво написать какое-то предложение, но и придать ему красивую форму.

В творческой биографии Сейеда Аболфазла Абдуллах-заде более десяти персональных выставок в Иране и других странах. Его коллега по творческому цеху Алиреза Барзкар – автор более двухсот работ в области каллиграфии и тасхиба, популярен в качестве оформителя поэтических сборников.

Во время работы выставки иранские художники будут вести мастер-классы по каллиграфии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще