Так будет называться ее юбилейный концерт – потому что это правда.
Вы наверняка когда-нибудь напевали, хотя бы про себя: «Как теперь не веселиться, не грустить от разных бед – в нашем доме поселился замечательный сосед…», или «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома…», или «Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой…». И если вас спросят, кто это исполняет, вы тут же ответите – Эдита Пьеха. Без нее невозможно представить советскую, а затем и российскую эстраду. Талант и душевность, интеллигентность и искренность, красота и чувство стиля – это все о ней.
31 июля народная артистка СССР Эдита Пьеха будет отмечать свой 75-й день рождения.
И по установленной ею традиции – на сцене.
«Где-то есть город тихий, как сон…»
На свет Эдита появилась в трех сотнях километрах от Парижа – на севере Франции, в шахтерском поселке Нуаэль-су-Ланс.
– Мои родители – поляки, как сегодня говорят, гастарбайтеры. Станислав Пьеха и Фелиция Каролевска приехали во Францию в поисках работы, – рассказывает Эдита Станиславовна. – Отец был шахтером, он проработал в шахте больше 20 лет. Работать приходилось, стоя по пояс в воде. Изза этого папа заболел силикозом – болезнью, при которой окаменевают легкие. Тяжелобольным он выращивал розы, вывел необыкновенный сорт. Это был удивительный куст, на котором одновременно цвели желтая, розовая, белая, лиловая и красная розы. Для меня это было единственным воплощением красоты среди серого пейзажа шахтерского поселка. Мама тоже работала в шахте, с 16 лет была сортировщицей. Она никогда не жила роскошно, не сидела у зеркала, не наряжалась. Но всегда была аккуратно одета и следила за прической. Мама играла на мандолине и пела ласковые, задушевные песни. Знала три языка: родной польский, немецкий и французский. Она внушала мне, что труд, порядочность, честность – самое лучшее в человеке, и я искренне старалась быть такой, какой она хотела меня видеть. Мы ходили с ней в костел. Помню, когда я первый раз пришла туда, запел хор, я стала подпевать. Так я и начала петь. А в первый раз я «появилась на публике» в нашем шахтерском поселке 9 мая 1945 года. Я, худющая девочка со слабыми туберкулезными легкими, на площади изо всех сил старалась «вытянуть» знаменитую «Марсельезу», которую во время немецкой оккупации подпольно разучивали в бомбоубежище.
Что такое война, я узнала в два годика, когда фашисты оккупировали Францию. Мне было четыре, когда папа умер. Хозяева в шахтерском городке установили жестокий закон: если рабочий не выходил в смену, его семья оказывалась на улице. И мой четырнадцатилетний брат спустился под землю на следующий день после похорон отца. Через три года не стало и брата – его скосил скоротечный туберкулез, за три месяца болезнь свела его в могилу, прямо в день его рождения. Брату было семнадцать, мне – семь. У меня тоже начинался туберкулез, но обошлось бронхитом, который периодически о себе напоминает… А когда брат и мама уходили на работу (мама подрабатывала – стирала белье), я оставалась одна в нашей комнате. У меня не было никаких игрушек. Одиночество развило во мне мечтательность и воображение. Спустя много лет в моем репертуаре появилась песня, в которой были слова: «Мне не снились сказки, снилась корка хлеба и большие бомбы, что летели с неба…» Единственной радостью в послевоенном Нуаэль-су-Лансе были качели, благодаря которым я научилась парить над проблемами жизни…
Любимый город Ленинград
Для Эдиты Станиславовны этот город стал родным 57 лет назад. Именно здесь она стала всеми обожаемой Эдитой Пьехой.
– В 1946 году я с мамой и отчимом уехала из Франции в Польшу. Окончила школу, педагогический лицей, а потом мне помог случай. Я узнала об отборочном конкурсе для желающих учиться в Советском Союзе. В Гданьске прошла три конкурса – благодаря, видимо, своей артистичности, потому что знаний у меня было значительно меньше, чем требовалось. Преподаватель так напутствовал меня: «Эдита, у вас малость хромает эрудиция, но вы чертовски обаятельны – поезжайте!» Так в 1955 году я попала в СССР. Мне было тогда неполных восемнадцать…
Эдита поступила в ЛГУ на отделение психологии философского факультета, учила русский язык, записалась в хор польского землячества. А вскоре была приглашена Александром Броневицким в его ансамбль студентов Ленинградской консерватории. И в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год выступила перед публикой с песней «Красный автобус» на польском языке. Первое же выступление стало триумфом: на следующий день о ней и о студенческом коллективе узнал весь Ленинград.
От «Дружбы» до любви
В 1956 году ансамбль Александра Броневицкого стал называться «Дружба» – это название придумала Эдита Пьеха. Вскоре руководитель ансамбля предложил своей солистке руку и сердце. В то время в СССР брак между иностранкой и советским парнем казался немыслимым. Но Александр был беспартийным, а Пьеха – комсомолкой из социалистической страны, и власти разрешили им скрепить свой союз узами законного брака.
В 1957 году с программой «Песни народов мира» Эдита Пьеха и «Дружба» завоевали золотую медаль VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. С «Дружбой» Пьеха объехала весь Советский Союз, побывала в Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР, на Кубе. А также в странах «загнивающего капитализма» – ФРГ, Финляндии, Австрии. И в Латинской Америке – Гондурасе, Боливии, Перу.
В феврале 1961 года у Эдиты и Александра родилась дочь Илона.
– После развода у меня были еще две попытки выйти замуж, – говорит Эдита Станиславовна. – Но я поняла, что не положено мне еще раз в этой жизни встретить мужчину, который бы ко мне относился как к женщине: и второй, и третий муж меня любили как артистку. А зачем мне дома еще один поклонник? Я отказалась от такой любви…
Дочь Илона пошла по стопам родителей: стала певицей, актрисой и телеведущей. А затем артистическую династию продолжил и внук Стас.
– Стас ездил со мной на гастроли с четырех до семи лет. Дружил с музыкантами, слушал, как они готовятся к выступлениям. А в конце исполнения песни «Мужчина, которого люблю» выбегал на сцену в таком же костюме, как у всего коллектива. Он уже тогда попробовал сцену на вкус, – говорит о внуке Пьеха.
А вот Эрика сказала, что в роду уже и так хватает артистов, и выбрала профессию архитектора.
Икона стиля
Потрясающие платья стали визитной карточкой Эдиты Пьехи. Причем у нее никогда не было стилиста – ее собственный вкус и чувство стиля были безупречны.
Про Пьеху однажды написали: «Немодная певица, которая всегда модная».
– Это так, – ничуть не обижается Эдита Станиславовна. – Мои платья – это дополнение к песням. Я никогда не стремилась одеваться, как все – всегда старалась быть собой, никому не подражать, не бежать за модой. Модных певиц у нас очень много, но все они очень быстро куда-то деваются… Для того чтобы хорошо одеваться, я много работала – пела по три сольных двухчасовых концерта в день. Мне платили по 48 рублей за концерт, а платье у Вячеслава Зайцева стоило 1000 рублей…
С Зайцевым певица познакомилась так: один из итальянских журналов заказал агентству ТАСС интервью с самой популярной звездой эстрады. Выбрали Пьеху. И вдруг оказалось, что ей не в чем достойно представить Советский Союз. За платьем для певицы обратились в московский Дом моделей, а там как раз пробовал свои силы Слава Зайцев. После этой удачной работы он предложил ей сшить еще несколько концертных платьев. С тех пор во время зарубежных поездок Эдита Станиславовна выискивала ткани, каких не было в Союзе, и везла их Зайцеву. А все думали, что она заказывает свои наряды в Париже!..
Сегодня в доме Эдиты Пьехи хранится более полусотни платьев. Для них построен специальный «Павильон воспоминаний» – вместе с платьями там хранятся первые концертные туфли, а также концертные афиши и все награды певицы.
– Это сделано для того, чтобы иногда с друзьями я могла вспомнить и восстановить всю свою жизнь – как в кино перемотать назад пленку…
Многие платья Эдиты Пьехи украшают розы. Эти цветы напоминают ей об отце, который выращивал их в саду во Франции…
Дом №53
Ее душевного тепла хватило не только для дочери Илоны и внуков – Стаса и Эрики, но и для того, чтобы согреть целый детский дом. С 1987 по 1997 год Пьеха опекала воспитанников детского дома №53 Выборгского района Санкт-Петербурга.
– Был период, когда цветов в магазинах не было, и люди приходили ко мне на концерты с игрушками, – рассказывает Эдита Станиславовна. – Их скопилось так много, что я стала думать, кому бы их отдать. Открыла телефонный справочник на букву «Д» – детские дома. Когда-то я жила в доме номер 53 – так я и выбрала Ленинградский детский дом №53. Привезла туда игрушки, а когда увидела ребят – появилось такое желание помочь им всем!.. Мои доходы не позволяли оказывать серьезную материальную поддержку, но у меня есть имя, которым я и пользовалась: доставала для детского дома обувь, одежду, стройматериалы, билеты в театр… И не было случая, чтобы мне отказали. Универмаг «Гостиный двор» одевал ребят, фабрика «Скороход» шила девочкам-старшеклассницам сапожки, гостиница «Прибалтийская» безвозмездно передавала одеяла, мебель и так далее… Ехала както в поезде и увидела загруженное микроволновыми печками купе. Разговорилась с предпринимателем. «Хотите купить?» – поинтересовался он. «Нет, – говорю, – хочу выпросить для детского дома: подарите им четыре печки». И он подарил! Так благодаря хорошим людям и моему участию удавалось помочь детям. С некоторыми выпускниками детдома №53 я дружу до сих пор.
Ее экзамен
Эдита Станиславовна к каждому своему выступлению, к каждому выходу на сцену относится очень серьезно. Идеальным должно быть все – репертуар, голос, настроение, платье. Стремиться и достигать она научилась еще в ранней юности. А к предстоящему юбилейному концерту готовится особенно серьезно и тщательно.
– Вся моя жизнь связана с песнями, а сейчас самое мучительное время для меня, – признается Эдита Станиславовна. – До 31 июля нужно «родить» программу. Так укомплектовать очередность песен, чтобы они плавно вытекали одна из другой, чтобы смысл был. 31 июля будет мой экзамен, аттестация – не напрасно ли я выходила на сцену. Если концерт будет удачным, значит, не зря я столько лет дарила людям себя, свои силы, песни. И, в конечном счете, не зря жила на этой земле. Очень хочу, чтобы в этот вечер, когда закроется занавес, я могла сказать себе: ну что ж, не провалилась… А что будет дальше, я не буду никому объявлять.
(ИА «Столица»)