В Заинске мне приходилось бывать неоднократно, правда, всегда транзитом. Поэтому, кроме автовокзала и нескольких окраинных улиц, расположенных в промышленных зонах, ничего другого видеть не приходилось. Возможность более подробно ознакомиться с городом татарстанских энергетиков выпала благодаря редакционному заданию – встретиться и написать о местном художнике и скульпторе Фазыле Шиапове.
Конечно же, мы встретились с ним у одной из его многочисленных скульптурных композиций, украшающих город, – «Дедушка и бабушка» ( «Бабай и аби»), расположенной напротив районной больницы. А далее Фазыл Шиапов, по сути, устроил для меня обзорную экскурсию по Заинску: перемещаясь на его автомобиле по небольшим и не обремененным пробками улицам города, мы осмотрели практически все скульптурные работы мастера, уютно и гармонично вписавшиеся в городской ландшафт.
Наполненные смыслом и добротой
Многие из работ Фазыла Шиапова тематически привязаны к местам своей дислокации. Вот, например, композиция «Крокодил Гена и Чебурашка» находится прямо напротив бывшего кинотеатра «Космос» (в настоящее время молодежноразвлекательный центр), «Медведица, кормящая детеныша медом» – напротив школыинтерната, а «Муза» – в скверике музыкальной школы и так далее.
К тому же скульптурные композиции наполнены определенным философским смыслом. Вот как об этом рассказывает сам автор: «Скажем, та же медведица, которая кормит своего малыша из бочки медом. Бочка большая, а дырочка, откуда вытекает мед, маленькая. В жизни нужно и можно получать радости, но не все сразу, а понемножку! Иначе может приесться…»
Мне же больше всего понравилась композиция «Кувшины». Два кувшина – один целый, другой разбитый. На половинке разбитого кувшина устроена клумба. «Судьбы людей складываются поразному, – говорит Фазыл Шиапов. – Разбитый кувшин – символ человека, который оступился, и его жизнь дала трещину. Однако и ему в этом мире есть место под солнцем, и он может приносить людям радость».
Нельзя не отметить, что, несмотря на все разнообразие работ Шиапова по тематике, художественному стилю, есть тонкие авторские грани, которые их объединяют. Главное сходство – это глаза персонажей скульптурных композиций. Они у всех излучают доброту. К тому же нельзя не отметить национальное своеобразие шиаповских композиций, их взаимосвязь с татарской этнокультурой. Особенно это выражено в композиции «Дедушка и бабушка». В национальной одежде они символизируют традиционные ценности татарской семьи. Бабай сидит с гордо поднятой головой, в руке палка. Он кормилец и защитник. Она слегка приклонила к нему голову, в руке держит яблоко. Сквозь годы они сумели сохранить любовь и уважение, одновременно соблюдая определенную семейную иерархию.
Когда вдохновение не бьет по карману
В принципе, технология скульптурных композиций Шиапова достаточно проста и обходится недорого. В качестве основного материала для своих работ он использует газобетон. Художник не делает эскизов и рабочих моделей, ему достаточно легких набросков. Далее он изготавливает отдельные детали скульптуры, соединяет их непосредственно на постаменте и покрывает плиточным клеем и краской.
Себестоимость таких композиций невысока, они доступны практически для любого небольшого населенного пункта, имеющего скромный бюджет.
Навряд ли в ближайшем будущем небольшие моногорода и поселки, построенные еще в эпоху социалистической индустриализации, в одночасье изменят свой архитектурный облик. А вот такие скульптурные композиции, недорогие и достаточно прочные, не только украшают улицы, но и придают городу архитектурное своеобразие, поднимают настроение его гостям и местным жителям.
Надо отдать должное администрации Заинска за отказ от социалистического «классицизма» в скульптурном и декоративном оформлении города, чем порой так грешат провинциальные города. Например, одна из работ Фазыла Шиапова, сделанная по заказу местной администрации, символизирует изобилие и трудолюбие здешних аграриев. Честно говоря, когда мы направлялись к скульптуре, то я представлял себе, что увижу очередную монументальную фигуру колхозника или колхозницы с устремленным за горизонт взглядом и колосьями в руках. Ничего подобного! Стилизованная под карету из сказки «Золушка» большая тыква, запряженная мышами, на которой восседает в виде кучера веселый гном. Скульптура давно стала излюбленным местом заинской детворы.
Возле композиции «Эйнштейн и Бор» я полюбопытствовал у своего гида: «Так почему все-таки памятник именно этим ученым?» «Ну а как же, – отвечает Фазыл Аглямович, – они внесли такой заметный научный вклад в развитие мировой энергетики!» Вот так – ни больше, ни меньше!
Красота – в простоте
Именно так звучит главное творческое кредо Фазыла Шиапова. А еще, с его же слов, он не любит, например, как Айвазовский и Шишкин, творить только на одну определенную тематику. Но тут он немножко лукавит. Конечно, в его мастерской можно увидеть картины и скульптурные композиции на самые разнообразные темы, но кони – это особая песня в его творчестве. Здесь они воплощены в самых различных стилях, образах и ипостасях. Есть даже картина, на которой сам художник всеми силами старается укротить за уздцы коня. По словам Фазыла Аглямовича, картина символическая: или ты укротишь и оседлаешь судьбоносного коня, или он сбросит тебя. И тогда – ищи ветра в поле…
Многие скульптурные композиции Фазыла Шиапова, выполненные из пенопласта, предназначались для различных республиканских торжеств и праздничных мероприятий. Кстати, именно Шиапов выполнил стилизованную голову барса, из которой выходили на сцену хоккеисты «Ак барса», ставшие чемпионами страны.
В свое время Фазыл Аглямович удостоился чести расписать купола храма в селе Федотовка Тукаевского района. По началу, конечно, батюшка и священнослужители присматривались к нему, но, увидев мастерство художника, чистоту его помыслов, прониклись доверием и уважением. На мой вопрос, каково это мусульманину работать в церкви, мастер отвечает: «Конечно, работа под куполом требует особой сноровки, а так – все хорошо. Бог-то один!»
Особая страница в творческой биографии Фазыла Шиапова – это карнавалы в тунисском городе Сус, посвященные празднику революции и самому жаркому дню в году. Приходилось работать над карнавальными фигурами из пенопласта, достигающими порой двенадцатиметровой высоты, до седьмого пота в условиях субтропической жары. Общение с художниками из разных стран, встречи с местными жителями, экзотические виды и пейзажи побережья Северной Африки – все это, к сожалению, осталось в прошлом. Уже несколько лет в связи с известными политическими событиями, произошедшими в этой стране, карнавал там не проводится. Фотографии в альбоме – единственное воспоминание о тех незабываемых днях.
Зато ежегодно в Заинске проводится фестиваль ледяных фигур, который мастерством выполненных работ славится не только на весь юго-восток, но и на всю республику. Фазыл Шиапов и другие мастера города энергетиков – неизменные творцы ледяных скульптур, которые так радуют местных детишек.
Скульптурные композиции Фазыла Шиапова уже давно полюбились горожанам. Во время нашей экскурсии некоторые заинцы подходили к нам, просили их сфотографировать на фоне скульптур, благодарили автора за его жизнерадостные, оригинальные работы. И это было искреннее выражение чувств. Наверное, это и есть высшее признание мастерства художника.