Маскарад из Африки

Экспозиция, которая открыта в эти дни в кремлевском выставочном зале «Манеж», производит впечатление по-настоящему мистической.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347369188

Произведения из этой коллекции обладают гипнотической силой

Экспозиция, которая открыта в эти дни в кремлевском выставочном зале «Манеж», производит впечатление по-настоящему мистической.

Казалось бы, в афише заявлено всего лишь декоративно-прикладное искусство народов Экваториальной Африки. Но все предметы – а это собрание ритуальных масок и скульптур – тесно связаны с их религиозными верованиями, таинственных ритуалов и магии, явлением духов – разумеется, отнюдь не всегда добрых.

Вообще, искусство Черного континента является выражением утраченного европейцами мироощущения. Для африканца все вокруг наполняет особая «жизненная сила», а человек и природа – ее носители. В каждом культовом предмете живет дух, способный вылечить, защитить человека, поддержать и направить его в трудные моменты жизни. Подлинная искренность, с которой созданы маски, придают им волнующую притягательность, уводящую из мира обыденности в мир таинственных символов необычайного и загадочного для нас искусства Африки.

Представленное собрание в масштабах России уникально и принадлежит Этнографическому музею Казанского федерального университета. Сам вуз год назад получил ее в дар от частного коллекционера из Санкт-Петербурга.

В Интернете есть версия о том, что этот даритель сознательно избавился от собрания, поскольку у входящих в него предметов слишком тяжелая аура. Ведь большинство из них – дело рук африканских колдунов. И тех, кому маски принадлежат в данный момент, якобы постоянно преследуют серьезные неприятности.

Однако руководитель галереи «Манеж» Наталья Зюмченко с ходу отмела такие домыслы. Наоборот, по ее словам, американские и западноевропейские музеи дорого бы дали, чтобы заполучить в свои фонды подобные произведения.

Как бы то ни было, репутация выставки с «перчинкой» сработала, и ее захотелось непременно увидеть.

Представлено в «Манеже» 95 предметов. И хотя набор их не слишком широк, в однообразии экспозицию не упрекнешь – столь сильно отличаются друг от друга по эстетике и предназначению экспонаты. Это личины, посмертные и зооморфные маски, а также шлемы и наголовники. Выполнены они в основном из дерева. Многие из них принадлежали тайным обществам с экзотическими названиями – Коре, Геледе, Кидуму, Н,Томо, Кифебе.

Оказывается, такие союзы существовали во многих племенах. Создавали их старейшины и знахари для усиления своего влияния. Маски позволяли сохранить членам закрытого сообщества инкогнито во время публичных ритуалов и, конечно же, оказывали сильнейшее психологическое воздействие на окружающих. Изображали они, как правило, различных духов.

Символично: единственная человеческая маска среди всей этой нечисти – «голова» францисканского монаха. Как уверяет Наталья Зюмченко, в этом уродливом произведении не стоит усматривать некую антихристианскую сатиру. Это всего лишь карнавальный образ. Что поделаешь, такими африканские аборигены видели католических священников.

Помимо масок, на выставке можно увидеть скульптуры плодородия, колониальные игрушки и даже одну куклу вуду – существо с тремя головами и тремя парами ног. Впечатляют также фигурки Шетани. Это дух в восточноафриканской мифологии, который способен принимать самые фантастические формы. И действительно, скульптуры напоминают сюрреалистические произведения Пикассо, Дали и Модильяни…

В свое время, подчеркивает Наталья Зюмченко, африканский стиль произвел огромное впечатление на Европу. Искусство Черного континента с его экспрессивной пластикой вдохновило заскучавших век назад художников Запада. Под влиянием нового стиля возникли кубизм и другие авангардные течения.

кстати

…А натирают их жертвенной кровью

Обычно африканские маски вырезают из мягких пород деревьев. Иных на Черном континенте попросту нет. Срок хранения таких изделий крайне не долог. Но есть немало способов продлить им жизнь.

С целью предохранения от возможных трещин и сколов при высыхании дерева африканцы натирают маски маслом, смолой или угольным порошком. Затем личины или скульптуры обязательно раскрашивают в черный цвет, а поверх наносят светлые краски. В заключение маски для прочности обмазывают яичным желтком, а зачастую – и жертвенной кровью. Причем не обязательно лишь кровью животных…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще