«Сон», похожий на явь

«Сон» – одна из последних пьес Туфана Миннуллина.

Автор статьи: Ирина ВЛАДИМИРОВА

«Сон» – одна из последних пьес Туфана Миннуллина. Незадолго до своей кончины автор присутствовал на ее премьере в Татарском театре драмы и комедии им. К. Тинчурина и, как рассказывают, не просто принял спектакль, поставленный Рашидом Загидуллиным, а был в тот день по-настоящему счастлив…

Недавно спектакль «Сон» вновь был показан на тинчуринской сцене – уже в память о выдающемся татарском драматурге. Наверное, поэтому особенным казалось все: и тихие разговоры в антракте, и почти мистическое ощущение присутствия среди зрителей автора пьесы. Жаль только, что уже не спросишь мудрого Туфана-абы: почему так случилось? В жизни его героев было все: любовь, испытания, надежды – а сама жизнь все-таки не состоялась? Он-то наверняка знал ответ…

По признанию Туфана Абдулловича, фабулу этой пьесы он увидел во сне, и вместе с тем драматург не отрицал, что у главной героини есть вполне реальный прототип. Почти невидима эта грань между явью и сном и в спектакле тинчуринцев. Исполнители полагаются не столько на логику поступков своих персонажей, сколько на правду чувств, а порой и предчувствия, которые играют особую роль в жизни главной героини.

В этом спектакле вообще много нового, непривычного для Тинчуринского театра. Например, живая музыка, причем не только татарская, но и русская народная (музыкальное оформление – Чингиз Абызов). Больше того, на сцене то и дело звучит русская речь. И никаких деревенских домиков, расписанных «под лубок», единственное светлое пятно в минималистской сценографии Романа Морова – широкая супружеская кровать…

«Так о чем все-таки «Сон»?» – спросит нетерпеливый читатель. Да все о ней же – о любви!

Действие спектакля происходит в наши дни. Выросшие в одной деревне татарский парень Камиль и русская девушка Елена не представляют жизни друг без друга, поэтому их решение связать свои судьбы ни для кого не стало неожиданностью. Конечно, старшие и более мудрые персонажи считают своим долгом предупредить молодых о «подводных камнях», которые таят в себе межнациональные браки, но кого в юности может напугать такая абстрактная вещь, как разница менталитетов?

Елену убедительно играет Гульназ Науметова. Ее героиня – натура романтичная, эмоцио-
нальная, живущая постоянным ожиданием радостной окрыленности. И в то же время с самого начала в ней чувствуется какая-то внутренняя надломленность и незащищенность. В отличие от нее Камиль (Ильфак Хафизов) твердо стоит на земле, он по-восточному сдержан и немногословен, но за его ласковой снисходительностью к бурному темпераменту Елены кроется не менее сильное и глубокое чувство.

И спустя семь лет их брак вполне можно было бы назвать счастливым, если бы не отсутствие детей… Елена переживает это особенно тяжело, терзаясь смутным чувством вины. Камиль ситуацию воспринимает проще – он готов воспитывать и приемного ребенка. «Я не буду его любить, как ты не понимаешь!» – страшно кричит ему в лицо Елена. И мы видим, как тот потрясен, но предпочитает оставить все как есть.

От безысходности Елена готова поверить в то, что над ее родом довлеет какой-то злой рок. Достаточно вспомнить судьбу ее непутевой матери, у которой дочь унаследовала разве что острое чувство неуютства в этой жизни. Елену воспитывала бабушка Анна Егоровна (народная артистка РТ Ляля Миннуллина), чья любовь к внучке тоже во многом замешана на чувстве вины.

Пристрастившись к спиртному, Елена стремительно деградирует и даже делает попытку уйти из жизни. В какой-то момент здравый смысл все же берет верх, но пустота в душе остается, и Елена впадает в другую крайность – поиски хоть какой-то опоры в жизни приводят ее в религиозную секту…

А что же Камиль? Очень показателен несколько забавный, хотя и полный драматизма эпизод, когда Фаузия, мать Камиля (Зулейха Хакимзянова), застает сына с веником, наводящим в доме чистоту в отсутствие жены. Это многое объясняет в его характере – Камиль, похоже, миротворец, ему в принципе не по душе любые конфликты. Но такое невмешательство в судьбу Елены скорее похоже на предательство. Мог бы, кажется, взять жену за руку и силой вытащить из секты. Именно такого развития сюжета ждет и зритель. Но пьеса реалистична, и Камиль бездействует. Любовь к Елене забрала всю его душу и не оставила сил для борьбы за жену.

А страшный сон между тем продолжился. Зал буквально ахнул, когда на сцене снова по-
явилась Елена – окончательно опустившаяся, почти потерявшая женский облик… Казалось, даже на расстоянии ощущался въевшийся запах спиртного – настолько достоверным было перевоплощение актрисы. В этом грязном бесполом существе ничто не напоминает о прежней Елене. При виде жены, предпочтившей ему общество бомжей, Камиль явно борется с собой, но, сдается, он и дальше обречен любить эту женщину, она – его рок, судьба…

Потеряв женскую привлекательность, Елена не утратила способности трезво оценивать себя и страдать от этого понимания. Единственный упрек, который она бросает мужу, – он слишком ее любил и жалел, мол, надо было не так.

А кто знает – как надо?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще