В Казани завершился XXV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Программа фестиваля, составленная из лучших балетов мирового репертуара в ярких, красочных постановках, свидетельствует о том, что руководителям фестиваля присущи благородство творческой мысли и высокий вкус – качества, почти исчезнувшие из российской театральной культуры.
После масштабной зрелищности «Спартака» и трагической мистичности «Жизели» на фестивальную сцену приплыл парусный корабль «Корсара» – романтического балета, созданного по мотивам одноименной поэмы Джорджа Гордона Байрона. В Татарском театре «Корсар» идет в изумительной хореографии Мариуса Петипа и Константина Сергеева. Открывается занавес, и перед публикой предстает завораживающая буйством стихии картина: мачта парусника, на веревочной лестнице повис корсар, другие члены команды пытаются удержать корабль на плаву, но им не справиться с неистовством доходящих до облаков волн (художник-постановщик – Ушанги Имерлишвили).
Балет насыщен драматическими коллизиями, «излагаемыми» изобретательной и живописной хореографией, позволяющей солистам демонстрировать весь спектр своего мастерства – и в вариациях Медоры, Конрада и Гюльнары (солисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Константин Зверев, а также киевлянка Елизавета Чепрасова), и в головокружительных прыжках с переворотами и стремительном, мощном пируэте Али (премьер театра им. М.Джалиля Руслан Савденов), и в замечательных ансамблях.
В «Лебедином озере» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова) – визитной карточке каждой серьезной балетной труппы – главные партии исполнили прима-балерина Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова и премьер этого же театра Мэтью Голдинг, которые на прошлогоднем Нуриевском фестивале произвели фурор в «Дон Кихоте». Рослый красавец Мэтью – не только незабываемый и неповторимый Базиль, но и настоящий Принц из волшебной немецкой сказки – благородный, одухотворенный, элегантный. Очень музыкальный, с потрясающей координацией, Голдинг музыку чувствует невероятно, а в прыжках его словно подбрасывают вверх звуковые волны оркестра (дирижер – Ренат Салаватов).
Украшением афиши стал балет «Шурале» Фарида Яруллина – жемчужина национального репертуара, мудрая и добрая сказка о девушке-птице Сююмбике (Елена Евсеева, Мариинский театр) с самобытной хореографией Леонида Якобсона в редакции Владимира Яковлева и дивным художественным оформлением Андрея Кноблока. Запомнились и дремучий лес до небес, и деревня с высокой мечетью, и разнообразие затейливых костюмов, и уникальный зловещий грим Шурале (Олег Ивенко), играющий в создании образа владыки леса роль, пожалуй, не меньшую, чем хореография.
Программу форума продолжили зажигательный «Дон Кихот», экзотическая «Баядерка» Людвига Минкуса и трогательная «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. В каждом спектакле – это было приятно видеть – артисты казанской труппы и приглашенные звезды старались танцевать как можно лучше и от танца испытывали удовольствие, которое неизбежно передавалось зрителям! Наверное, поэтому во время действия в зале стояла заинтересованная тишина и взоры публики были устремлены на сцену, где герои балетов любили и ревновали, ссорились и мирились, иногда переживали боль, но чаще – лучились счастьем.
Счастье – и артистов, и зрителей – быть погруженными в радость и красоту стало аурой фестиваля, его атмосферой, титулом и наградой. И хотелось только, чтобы эта сказка наяву никогда-никогда не кончалась…