«Огней Казани» негасимый свет

«Казан утлары» – литературный журнал, которому нет аналога в татарской периодической печати. Он издается без перерыва с 20-х годов прошлого века.

Сегодня исполняется 90 лет журналу «Казан утлары»

«Казан утлары» – литературный журнал, которому нет аналога в татарской периодической печати. Он издается без перерыва с 20-х годов прошлого века. У журнала всегда было много читателей, его с нетерпением ждали и с удовольствием читали во всех регионах, где проживают татары. Поэтому «Казан утлары» можно смело назвать подлинно народным журналом.

Девяносто лет… Не слишком ли скромна эта цифра в контексте литературы, имеющей тысячелетнюю историю? Ведь только летопись татарского книгопечатания исчисляется столетиями! Но разве мы не вправе считать своими предшественниками издававшиеся в начале XX века литературные и общественно-политические журналы «Альгаср альджадид» («Новые времена»), «Шура» («Совет»), «Ан» («Сознание»)? Если «Казан утлары» – наследник и достойный продолжатель этих изданий, то вместо 90-летия было бы естественным через несколько лет отметить 110-летний юбилей. Впрочем, вовсе не обязательно представлять юбилеи в виде абсолютно круглой даты. Для нашего журнала – издания, начавшего свою жизнь в советскую эпоху, и девяностолетие – большое событие, достойное праздничного торжества. Вместе с тем это повод для глубоких размышлений о путях развития общественно-эстетической мысли татарского народа, его литературы и культуры.

История, какой бы она ни была – кровавой или доблестной, все равно оставляет след, причудливым узором вплетаясь в человеческую память. Еще только-только начинали входить в нашу жизнь телефоны и радио, в помине не было телевидения… Где же были вышиты узоры тех далеких лет, где зафиксирована кардиограмма той бурной эпохи? Несомненно, в первую очередь в печатном слове. В книгах, газетах, журналах… Как известно, в начале прошлого века – в период пробуждения и мощного взлета национального духа – издавалось много татарских журналов. Для всех возрастных групп и социальных слоев. Среди них – и религиозные, и сатирико-юмористические, отдельно издавались журналы для женщин, для детей…

Новый всплеск национальной печати, хотя и в сугубо идеологизированном виде, наблюдался и позднее, в 1920-е годы. Но это продолжалось недолго. Наступили годы репрессий, затем начались военные невзгоды. Некоторые журналы прекратили свое существование в силу естественных причин, другие были закрыты. Наш журнал, словно живое существо в условиях естественного отбора, пройдя через все политические катаклизмы, порою ценой компромиссов, иногда меняя названия, сохранил свою сущность и дух. Достаточно вспомнить, что он продолжал выходить даже в годы Великой Отечественной войны, когда большинство литературных изданий свернуло свою деятельность.

С 1922 по 1930 год наш журнал выходил под названием «Безнен юл» («Наш путь»). Три последующих года его летопись продолжили два издания: «Яналиф» (орган Татнаркомпроса и организации советских писателей) и «Атака» (орган Ассоциации пролетарских писателей Татарстана). С 1933 по 1965 год журнал издавался под названием «Совет эдэбияты» («Советская литература»), и, наконец, уже почти пятьдесят лет он выходит под всем известным логотипом «Казан утлары» («Огни Казани»).

Но каковы бы ни были названия, сущность журнала как типа издания оставалась неизменной: во все периоды истории определяющими его характеристиками были понятия «литературный» и «общественно-политический». А это значит, что в нем всегда публиковались и поныне публикуются лучшие художественные произведения, имеющие общественную значимость. Многие из них были переведены на другие языки и позволили татарской литературе найти место и признание в мировой литературе. Благодаря таким произведениям, как «Весенние ветры» Кави Наджми, «Честь» Гумера Баширова, «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля, «Белые цветы» Абдрахмана Абсалямова и другие, читатели других стран познакомились с историей, жизнью, бытом, традициями татарского народа.

В том же ретроспективном контексте не могу не помянуть добрым словом писателей, которые стояли у истоков журнала. И первый в этом ряду – безусловно, выдающийся писатель Галимджан Ибрагимов, ставший подлинным вождем журнала в период его становления. В первые годы вокруг журнала объединились также Хади Такташ, Адель Кутуй, Шариф Камал, Кави Наджми, Шамиль Усманов, Фатих Карим, Хасан Туфан… Имена этих писателей золотыми буквами вписаны в летопись татарской литературы XX века. На протяжении десятилетий постоянными авторами журнала были такие прославленные аксакалы нашей литературы, как  Наки Исанбет, Амирхан Еники, Ибрагим Гази, Мирсай Амир, Афзал Шамов, Шайхи Маннур, Сибгат Хаким, Нури Арсланов, Наби Даули, Атилла Расих, Ибрагим Салахов… И это далеко не полный список.

«Казан утлары» – это зеркало современной татар-ской литературы и культуры. И не только. Судьба журнала отражает судьбу народа. Будь иначе, разве носили бы его солдаты в своих вещмешках вместе с самыми дорогими письмами из родных краев? Сумел бы он стать долгожданным вестником из родного Татарстана для тысяч его читателей, живущих на Дальнем Востоке или в Средней Азии, в степях Казахстана или таежной глубинке?

А как велико значение журнала для тех, кто с детства мечтает о литературной славе, стремится напечатать свое первое стихотворение или статью! Да и есть ли хоть один татарский писатель, который получил признание на творческом поприще, не пройдя через литературное горнило журнала «Казан утлары»?

«Казан утлары» иногда называют главным журналом татарского народа. Верно подмечено! Сколько десятилетий мы слушали утверждения о процветании национальных культур народов Советского Союза (некоторым нациям условия для этого действительно были созданы). Однако у татарского народа практически не было специальных изданий ни по науке, ни по искусству, ни по истории (хотя до Октябрьской революции в Российской империи мы занимали одно из первых мест по книгопечатанию и периодике). Вот почему все наши достижения в области литературы и искусства, науки и общественной мысли освещались по мере возможности на страницах именно нашего журнала. Даже в годы тоталитарного режима с его «железным занавесом» татары, живущие в других российских регионах и странах, несмотря на трудности подписки, получали благодаря «Казан утлары» информацию о духовной жизни своих соотечественников в СССР. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что «Казан утлары» является энциклопедическим изданием, способствующим развитию не только литературы, но и в целом культуры татарского народа. 

В разные годы журналом руководили Рафаэль Мустафин (1965 – 1968), Заки Нури (1969 – 1971; 1975 – 1983), Гариф Ахунов (1972 – 1974), Ренат Харисов (1983 – 1989), с 1989 года – ваш покорный слуга…

«Казан утлары» – журнал с богатой историей. Вместе с тем это издание, устремленное в будущее. Во всяком случае, мы хотим, чтобы так было. Ибо твердо верим в будущее нашего народа. Если Казань является Меккой для татар всего мира, то «Казан утлары» – это главный «толстый» журнал всетатарского сообщества. Такой же позиции, да поможет нам Аллах, мы будет придерживаться и впредь, объективно отражая  на страницах журнала жизнь республики и способствуя единению татарской нации.

Равиль ФАЙЗУЛЛИН,
народный поэт Татарстана, главный редактор журнала «Казан утлары»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще