К штыку приравняв перо

Недавно, листая подшивку общероссийской газеты «Татарский мир», увидел в одном из номеров публикацию под рубрикой «История одной фотографии».

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

На соискание Государственной премии РТ им. Г.Тукая

Недавно, листая подшивку общероссийской газеты «Татарский мир», увидел в одном из номеров публикацию под рубрикой «История одной фотографии». Автор ее, писатель Ринат Мухамадиев, представив читателям снимок из своего архива, поделился воспоминаниями о поездке в октябре 1994 года группы казанцев в Уфу на 75-летие Мустая Карима.

Снимок, по словам автора, был сделан на второй день торжеств, когда накануне отшумел официальный банкет, а самые дорогие сердцу юбиляра гости еще на день-другой по его желанию остались у него дома, так сказать, на праздник души – поговорить неспешно, всласть по-вспоминать далекое-близкое… На фото я сразу узнал самого Мустая Карима, Расула Гамзатова, наших четверых казанцев, а вот седьмого из запечатленных назвать не смог – вроде и лицо знакомое, но кто? Из текста выяснилось – Рауль Мир-Хайдаров. Ну, конечно же, он, а не узнал потому, что на фото он был без очков! На всех же нынешних снимках – на интернетовских сайтах, обложках своих книг писатель всегда в очках с затемненными стеклами.

Признаюсь, при всей давней любви к детективам с творчеством Рауля Мир-Хайдарова я познакомился лишь десять-двенадцать лет назад, когда наша газета – «Республика Татарстан» – из номера в номер стала печатать один из его романов, кажется, «За все – наличными». Произведение понравилось – крутого замеса интрига, сюжет динамичный, захватывающий, персонажи выписаны рельефно и узнаваемо – сколько их, крутых братков, крупных дельцов с темным прошлым и невесть откуда взявшимися миллионными состояниями, с нравами уголовников повылазило на свет божий в постперестроечной России. Как грибов поганок после дождя…

Заинтересовавшись, я один за другим прочитал и другие романы писателя, благо в 2006 году в издательстве «Идел-Пресс» массовым тиражом вышел пятитомник Рауля Мир-Хайдарова, куда вошли тетралогия «Черная знать», которую наряду с уже названным составили романы «Пешие прогулки», «Двойник китайского императора», «Судить буду я».

Но вернемся к снимку. Из общения с уважаемым Раулем (мы с ним почти сверстники) по телефону – при публикации романа в газете он несколько раз звонил из Москвы в редакцию – я немало узнал о нем: его первый же роман, «Пешие прогулки», вышел в «Молодой гвардии» 250-тысячным тиражом, таким же – в Ташкенте, а всего он выдержал уже более двадцати изданий общим тиражом более трех миллионов экземпляров. Другие романы тетралогии также не раз переиздавались, причем на разных языках, доведя суммарный тираж серии «Черная знать» до пяти миллионов! О том, что он, выходец из простой семьи оренбургских татар, окончив строительный техникум, двадцать лет работал по специальности, колеся по стране, на разных стройках.

А однажды, как говорится по знаку с небес, взялся за авторучку и чуть ли не в один присест написал свой первый рассказ. Напечатали сразу, что вдохновило неофита на новые литературные свершения. Первые сборники рассказов, повести, вышедшие вскоре в таких престижных издательствах, как «Художественная литература» и «Советский писатель», побудили Рауля-эфенди с головой ринуться в стихию творчества. Благо, как видим, удача и талант были на его стороне. А вот о том, что Мир-Хайдаров был не то что близко знаком, а дружил с самим Мустаем Каримом, я не знал.

И с радостным изумлением открыл для себя много нового о Рауле Мир-Хайдарове, его дружбе с Мустаем Каримом, Мусой Гали, тесном знакомстве со многими писателями и поэтами Татарстана из прочитанной недавно первой части мемуаров писателя «Вот и все… Я пишу вам с вокзала», выставленной им на интернет-сайте. Оказывается, перейдя в статус профессионального писателя, Мир-Хайдаров последующие четверть века, вплоть до обзаведения собственным жильем в Москве, чуть ли не безвылазно жил и творил в домах творчества писателей в Малеевке, Переделкине – зимой, в Ялте, Гаграх, Пицунде, Коктебеле – летом, где благодаря врожденному умению легко сходиться с людьми близко познакомился со многими известными литераторами, а Мустай Карим и Муса Гали признали его впоследствии за младшего друга.

«С зимы 1975-го по 1991 год только в Малеевке, а с 1991-го по 1998-й в Переделкине я был с ними каждый год рядом – 25 лет близкого общения с этими прекрасными людьми! – пишет мемуарист. – Конечно, в наш круг часто попадали и другие писатели, особенно друзья Мустая Карима. Какие интересные разговоры были на этих посиделках, какие забытые в литературе имена воскрешались, какие стихи читались, какие истории рассказывались! Я состоял в долгой переписке с Мустаем Каримом и Мусой Гали, сейчас эти письма хранятся в посвященном мне государственном музее на моей родине в Мартуке, в Казахстане.

…В эти годы к нам в компанию я приглашал Амирхана Еники, и наши разговоры наполнялись новыми событиями, фактами, судьбами, новыми красками. Мои знания о татарской и башкирской литературе, полученные из этих разговоров-бесед, равны институтскому курсу вместе с аспирантурой!»

Хоть и с большим опозданием – через двадцать с лишним лет после выхода своих романов – Рауль Мир-Хайдаров дошел и до татарского читателя: многие его произведения переведены на татарский и увидели свет в различных журналах, прежде всего в «Казан утлары». Сам писатель, сожалея, что так поздно его творчество стало известно на исторической родине, не может не добавить с горечью, что виной тому отнюдь не он сам…

Татарская общественность Москвы, насчитывающая многие десятки тысяч наших соплеменников, за тетралогию «Черная знать» и примыкающий к ней роман «За все – наличными» выдвинула Рауля Мир-Хайдарова на соискание Государственной премии РТ имени Г.Тукая.

Не будучи критиком, не стану пытаться оценивать книги писателя с литературоведческих позиций, скажу как читатель с немалым стажем. Книги Мир-Хайдарова читаются с неподдельным интересом, захватывают внимание. И не только потому, что относятся к жанру детектива со всеми вытекающими отсюда последствиями, отнюдь. Они интересны тем, что помогают понять и оценить наше недавнее прошлое, где многое оказалось замешано на криминале, бесчестии и подлости. В них впервые в нашей истории дан анализ теневой экономики, впервые показано нравственное разложение, коррупция в самых верхних эшелонах власти, включая кремлевскую. Коррупция, конца-краю которой не видно, увы, и сегодня.

О том, что вышедшее из-под пера писателя произведение может быть явлением не только художественным, но и остросоциальным, говорит и такой факт: при написании очередного романа о сращивании госструктур с криминалом на писателя было устроено покушение, вследствие которого он стал инвалидом на всю жизнь.

О творчестве Рауля Мир-Хайдарова написаны обстоятельные статьи квалифицированных критиков. Широко известны, к примеру, исследование академика Сергея Алиханова, а у нас в Татарстане – монография профессора Флеры Сафиуллиной. Полностью разделяю их оценку, что социально-политические романы Рауля Мир-Хайдарова, емко, с выразительной силой отобразившие хронику смутного времени и предугадавшие нынешнее, увы, во многом безрадостное положение народов на постсоветском пространстве, оказались провидческими.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще