В Казани, в колокольне Богоявленской церкви, открыта выставка икон «Страсти Христовы и Воскресение в русской иконе нового времени».
Представленные экспонаты принадлежат фондам Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Само мероприятие посвящено важнейшему христианскому празднику Воскресения Христа и неразрывно с ним связанной теме распятия.
На выставке экспонируется около сорока произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из фондов музея и частных казанских собраний.
В древнерусской живописи вплоть до конца XVI века тема Воскресения Христова изображалась только под видом «Сошествия во ад». Иконография «Сошествия во ад» сложилась на основе текстов «Псалтыри», «Послания апостола Петра» и, главным образом, под влиянием апокрифических сочинений – «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия».
В легендах красочно повествуется о том, что после того, как распятый Христос «испустил дух», он сошел в преисподнюю, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил своею смертью на кресте. Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. На Руси эта композиция известна с XI века (в частности, фрески Софийского собора в Киеве).
На выставке представлены разновременные иконографические варианты «Воскресения – Сошествия во ад» и «Распятия», иллюстрирующие стилистическое разнообразие их художественного решения в разные временные эпохи.
Помимо икон, из фондов музея в состав выставки включены произведения, принадлежащие казанской старообрядческой общине Федосеевского согласия.
Напомним: колокольня Богоявленской церкви, в которой развернута представляемая выставка, построена в 1895-1897 годах по проекту архитектора Михаила Михайлова. Средства на ее постройку были пожертвованы купцом Иваном Кривоносовым.