Поэт, соединивший две столицы

Большие петербургские «гастроли» открывают на предстоящей неделе Национальный музей Татарстана и казанский Литературный музей Баратынского.

Автор статьи: Алексей ИЗМОРОСИН

В Петербурге открывается уникальная выставка, подготовленная казанцами

Большие петербургские «гастроли» открывают на предстоящей неделе Национальный музей Татарстана и казанский Литературный музей Баратынского.

«Баратынские в Казани. Век золотой – век серебряный» – так называется выставка во Всероссийском музее А.С.Пушкина, посвященная Году российской истории и являющаяся продолжением тесного сотрудничества главного музейного хранилища республики с коллегами из Северной столицы.

Как известно, род Баратынских в истории страны выступает как значимое явление, отразившее не только преемственность золотого и серебряного веков русской культуры, но и общечеловеческие ценности, опыт «жизнестроения» в переходные эпохи. Экспозиция посвящена известному поэту пушкинской эпохи и его потомкам, она даст возможность представить казанскую коллекцию Баратынских в аспекте связей второй и третьей российских столиц.

Напомним: творчество Евгения Баратынского тесно связано с Петербургом, хотя единственный в стране музей его имени находится в Казани. Он обладает уникальной мемориальной коллекцией, связанной с жизнью и творчеством поэта и его потомков.

Три поколения потомков Баратынского жили на рубеже XIX-ХХ веков в Казани и Казанской губернии. При этом дом Баратынских был духовным центром городской жизни. Здесь сохранялась часть наследия поэта – так называемый «Казанский архив Баратынского», выходили посмертные сборники его произведений.

Новая выставка представляет культурно-исторический контекст семейной хроники Баратынских, включая петербургский и мировой аспекты на основе уникальных коллекций Национального музея республики при участии Научной библиотеки им.Лобачевского Казанского федерального университета.

Экспозиция расскажет о малоизвестных эпизодах биографий представителей рода Баратынских. До настоящего времени жизнь Евгения Баратынского, судьба его брата И.Баратынского и его жены А.Баратынской, урожденной Абамелек, редко становились сюжетом музейных выставок. Литературное наследие правнучки поэта Ольги Ильиной-Баратынской почти не знакомо музейному зрителю.

Извечная человеческая проблема поисков счастья, полноценного бытия, гармонии жизни и невозможность достигнуть желаемого были главным нервом творчества и судьбы поэта-философа. Природа наградила потомков поэта многими талантами: они писали стихи, прекрасно рисовали, сочиняли музыку, обладали высокими человеческими качествами.

Как сообщает пресс-служба Национального музея РТ, среди казанских раритетов экспозиции – «пушкинский» столик, за которым, по семейному преданию Баратынских, работал Александр Пушкин во время пребывания в Казани; мемориальные предметы и прижизненные издания произведений Е.Баратынского; коллекция предметов из дома Антона Дельвига; комплекс писем и рисунков, связанных с работой внука поэта А.Баратынского в Государственной Думе. Жизнь и творчество О.Ильиной-Баратынской представлены рукописями, прижизненными изданиями, фотографиями и мемориальными предметами.

Среди живописных работ – портрет молодого человека из семьи Баратынских работы неизвестного художника школы В.Тропинина, морской пейзаж и виды Неаполя, привезенные Баратынскими из Италии, портрет Лобачевского и ученого Карла Фукса, написанные Л.Крюковым, акварельный портрет О.Ильиной-Баратынской работы А.Фомина.

Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.Лобачевского представил на выставку автографы Баратынского – письма к профессору казанского университета, астроному Ивану Симонову, документы из семейного архива Энгельгардтов по имению Каймары, «Казанские губернские ведомости» за 1844 год с воспоминаниями А.Фукс о приезде Пушкина в Казань, служебные документы казанского губернатора И.Баратынского.

Проект подготовлен при поддержке Минкультуры республики и национально-культурной автономии татар Санкт-Петербурга.

кстати

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844). Один из наиболее значительных поэтов начала XIX века. Друг Пушкина.

До революции его фамилию писали через «о», так как происходила она от названия польской крепости «Боратынь» (от выражения «Бог ратует»). «Боратынский» – именно так подписал свои произведения и сам поэт. Однако после революции написание «богоугодной» фамилии было пересмотрено.

Родился Баратынский в Тамбовской губернии, жил в Петербурге. О Казани в то время, наверное, только слышал. Все изменилось после женитьбы. В приданое его жены Анастасии, дочери казанского помещика Л.Энгельгардта, входило родовое поместье Каймары (ныне Высокогорский район), по имущественным делам которого Баратынский несколько раз приезжал в Казань и Казанскую губернию. Несколько теплых сезонов провел на берегах Волги и Камы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще