С 23 по 30 марта в Казани пройдет V Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке».
Организаторы фестиваля подготовили яркую и насыщенную программу. Уже в день открытия в городской Ратуше казанские слушатели получат удовольствие от игры четырех талантливых гитаристов: Сергея Руднева из Тулы, москвичей Владимира Маркушевича, Владимира Сумина и казанца Айнура Бегутова – художественного руководителя фестиваля. С него-то и хотелось бы начать представление участников гитарного форума.
Заслуженный артист Дагестана, лауреат международных конкурсов Айнур Бегутов – концертирующий исполнитель на классической и семиструнной гитарах, ренессансной лютне, музыкант, успешно совмещающий исполнительскую, организаторскую и педагогическую деятельность. Он окончил Махачкалинское музыкальное училище им.Г.Гасанова и Казанскую государственную консерваторию им.Н.Жиганова (класс доцента В.Харисова). Затем были стажировка в Российской академии музыки им.Гнесиных и аспирантура Королевской консерватории Брюсселя. В настоящее время Айнур Бегутов преподает в Казанском университете культуры и искусства и музыкальном колледже им.И.В.Аухадеева.
– Айнур, как и когда появилась сама идея фестиваля?
– Идея возникла еще в тот период, когда я учился в Москве. Общение с ведущими педагогами и исполнителями столицы, посещение европейских гитарных фестивалей натолкнули меня на мысль познакомить казанского слушателя с лучшими гитаристами России и Запада, что и воплотилось в фестивальный проект «Классическая гитара в XXI веке», который был поддержан председателем Союза композиторов Татарстана Рашидом Фагимовичем Калимуллиным.
– В рамках фестиваля, помимо концертов, проводятся лекции, семинары и мастер-классы, что позволяет молодым музыкантам приобрести неоценимый опыт. Почему был выбран именно такой «обучающий» формат?
– Ни один масштабный культурный проект не может возникнуть на пустом месте. На тот момент, когда я поступил в консерваторию, в Казани уже проводился городской фестиваль, столицу посещали концертирующие гитаристы. Уже был класс гитары в музыкальном училище. То есть сложились определенные традиции, профессиональная гитарная школа. Поэтому я никогда не рассматривал фестиваль как сугубо коммерческий проект. Приоритетная его задача – это дальнейшее развитие гитарной школы, профессиональный рост музыкантов. Ради этого в рамках фестиваля мы организуем лекции, семинары, мастер-классы различной тематической направленности. Причем совершенно бесплатно и для слушателей, и для участников. Хотя на любом западноевропейском гитарном фестивале посещение мастер-классов стоит немалых денег. Пожалуй, это первое, что отличает наш фестиваль от любого другого.
– Вы лично занимаетесь отбором и приглашением участников?
– Да, со всеми артистами или их представителями веду переговоры лично. В этом году, например, в рамках одного проекта удалось пригласить исполнителей разных стилей и направлений: русская семиструнная гитара, фламенко, аутентичные струнно-щипковые инструменты.
– Как случилось, что вы, уроженец Дагестана, занялись популяризацией русской семиструнной гитары?
– Думаю, не так важно, откуда ты родом, главное – что ты делаешь и как. К тому же, семиструнная гитара лишь одно из моих творческих пристрастий. Любовь к русской музыке и культуре мне привил мой первый наставник Вячеслав Федорович Богачков. Именно он познакомил меня с лучшими исполнительскими традициями на «русской гитаре». Со школьной скамьи я пронес эту любовь в своем сердце, но лишь сейчас удается реализовать ее в различных проектах. Обидно и больно наблюдать, как огромнейший пласт русской культуры, коим является музыка для семиструнной гитары, не находит должного внимания в нашей стране. В то же время мы погружены в изучение различных западных музыкальных течений. Я помню, с каким пиететом читал нам лекции по лютне профессор в Бельгийской консерватории. А что мы знаем о семиструнной гитаре? Вот почему мы решили посвятить ей первую концертную программу нынешнего фестиваля.
– Ваши пожелания казанским слушателям, которые планируют прийти на фестивальные концерты?
– Хорошего настроения и не скупиться на аплодисменты.
* * *
Несколько слов о других участниках фестиваля. Один из них – самобытный гитарист и композитор Сергей Руднев, владеющий различными стилями игры, включая джаз. Его сочинения для гитары входят в программы практически всех музыкальных учебных заведений страны.
28 марта в ГБКЗ им.С.Сайдашева состоится концерт ансамбля солистов Московской филармонии «Мадригал». Этот коллектив, созданный еще в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским, продолжает знакомить своих слушателей с музыкой эпохи Средневековья, Возрождения и Барокко. Участники ансамбля играют на подлинных старинных инструментах, среди них – барочная и ренессансная лютни, орфарион, барочная гитара, мандора и другие. В одном концерте с «Мадригалом» выступят Лукаш Курапачевский (Польша, классическая гитара) и Григорий Горячев (США, гитара фламенко).
О последнем хочется сказать особо. Кроме потрясающей музыкальности, Григорий Горячев обладает удивительной технической виртуозностью, умением «разговаривать струнами гитары». Музыкант родился в Санкт-Петербурге, его активная концертная жизнь началась после успешного выступления на Международном юношеском конкурсе в Гааге (Нидерланды). Впоследствии Григорий Горячев окончил Бостонскую консерваторию и был отмечен в числе 30 американских иммигрантов, достигших выдающихся успехов в своем роде деятельности.
Заключительный день фестиваля пройдет с участием семейного гитарного дуэта Анабель Монтесинос (Испания) и Марко Тамайо (Куба).
Свой первый сольный концерт Анабель дала в 12-летнем возрасте, а в семнадцать лет гитаристка стала победительницей конкурса им.Ф.Тарреги в Испании. Сейчас, в свои 25 Анабель Монтесинос является лауреатом семнадцати международных конкурсов. Она учится в университете искусств и музыки «Моцартеум» в Зальцбурге у своего педагога и супруга Марко Тамайо. О его альбоме, посвященном Паганини, журнал «Аmazon» отозвался так: «Не существует лучшей записи музыки Паганини для соло гитары».