Завершившийся в Казани XXX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина продемонстрировал все разнообразие подходов современного музыкального театра, казалось бы, к самому консервативному жанру – опере.
В афишу юбилейного феста вошли десять постановок, преимущественно классического репертуара, но в оригинальной, часто авангардной интерпретации. Монументальная «Аида», поставленная в эстетике «большой оперы», соседствовала с танцевальной, в духе кинооперы «Кармен»; легкий, искрометный «Севильский цирюльник», представленный в концертном исполнении, – с грандиозным «Борисом Годуновым», уносящим зрителей в эпоху Смутного времени со всеми его историческими атрибутами. Эти и другие фестивальные спектакли отражают синтетическую художественную модель Татарского академического театра оперы и балета, который, с одной стороны, не боится быть «музеем» и хранителем лучших традиций, а с другой – смело экспериментирует, ищет новые формы и средства сценического воплощения оперной классики.
Юбилейный Шаляпинский форум стал рекордным по продолжительности (более двух недель), количеству приглашенных солистов (свыше шестидесяти) и вниманию общественности. Ярким финалом музыкального марафона стали два гала-концерта, где публику также ожидало немало музыкальных сюрпризов. Это и выступление контратенора Артема Крутько, и мастерски исполненная ансамблем ManSound джазовая композиция на тему шаляпинской «Дубинушки», и искрометная импровизация пианиста Даниила Крамера. Виртуозные арии, дуэты, рондо и куплеты из классических опер прозвучали в исполнении солистов ведущих театров России, Украины и США: Альбины Шагимуратовой, Михаила Казакова, Аскара Абдразакова, Ольги Пудовой, Ирины Макаровой, Михаила Светлова, Владимира Мороза, Ахмеда Агади и многих других. По словам ведущего гала-концерта Эдуарда Трескина, Шаляпинский фестиваль «преобразил лицо Татарского оперного театра, став реальным шагом к той высочайшей планке художественности, которую оставил своим потомкам гениальный артист и реформатор Федор Шаляпин».
Прежде чем перелистнуть очередную, тридцатую страницу летописи Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина, хотелось бы еще раз вернуться к одному из самых ярких событий юбилейного форума – к премьере оперы Чайковского «Евгений Онегин». Предлагаем вниманию статью московского музыкального критика Александра Матусевича, в которой он делится своими впечатлениями о новой постановке Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля.