Август 2008 года. Конфликт в Южной Осетии. Город Цхинвал и его окрестности штурмуют огромные роботы, сметающие все на своем пути. И это вовсе не фантазии – такой предстает война глазами маленького мальчика.
Психологи утверждают, что в кризисных ситуациях мозг ребенка воспринимает окружающую реальность через призму воображения, рисуя невидимых героев, борющихся с ужасными монстрами. Именно это утверждение взял за основу режиссер Джаник Файзиев в своем новом фильме «Август. Восьмого», который со вчерашнего дня вышел в российский прокат.
Сразу необходимо отметить, что задача перед Файзиевым стояла довольно непростая. Во-первых, необходимо было рассказать на экране военную историю, доступную для понимания не только взрослой, но и детской аудитории. Во-вторых, опровергнуть расхожее мнение о том, что патриотическое кино, финансируемое из федерального бюджета и снятое фактически по госзаказу, может быть стоящей картиной. И, в-третьих, не перегрузить фильм политическими хитросплетениями – показать конфликт в Южной Осетии как трагическое событие, на фоне которого разворачивается история простого человека.
Можно с уверенностью сказать, что задумка режиссера воплотилась в реальность. «Август. Восьмого» – не фильм-пропаганда, это зрелищная картина с профессиональными спецэффектами, хорошей операторской работой и талантливой актерской игрой. При этом официальная позиция нашего Правительства по отношению к ситуации в Цхинвале передана четко, но без лишних перегибов.
На первый план выходит история москвички Ксении (Светлана Иванова), которая отправляется в Осетию, чтобы спасти семилетнего сына. Маленький Артем гостит у родственников отца, солдата миротворческих сил Заура (Егор Бероев) в селении на границе с Грузией. Помогает молодой маме в ее непростой миссии в самый разгар войны командир разведроты Алексей (Максим Матвеев).
Известный по фильмам «Турецкий гамбит» и «Адмирал», Джаник Файзиев подошел к процессу воссоздания военного конфликта с особой тщательностью. Еще за полгода до начала съемок он отправил актеров в тренировочный центр МВД для прохождения специальной подготовки, встретился со свидетелями трагических событий в Осетии из числа мирных жителей, а также с военнослужащими, которые непосредственно принимали участие в военных действиях. Кроме того, в Абхазию, где снимались основные сцены картины, было стянуто около тридцати единиц боевой техники.
На премьерном показе в казанском кинотеатре «Родина» продюсер фильма Илья Бачурин рассказал, что местное население в Абхазии довольно спокойно отнеслось к съемкам фильма, хотя на площадке постоянно гремели взрывы, ревели моторы танков и взлетали вертолеты. Впрочем, фильм не перегружен чересчур жестокими сценами. «У нас не было цели напугать зрителей, – пояснил Илья Бачурин. – Естественно, как и любая другая, эта война оставила много жертв, но перед нами стояла задача показать не их, а в целом трагизм создавшейся ситуации».
Кстати, сценарий картины Джаник писал совместно с американским автором Майклом Лернером. Кроме того, он привлек нескольких голливудских специалистов, в том числе и «оскароносных», к процессу монтажа звука.
Конечно, нельзя сказать, что «Август. Восьмого» получился без явных штампов жанра. Это и присутствие «народных» героев на экране (кавээнщики из команды «Нарды из Абхазии», спортсмен Хасан Бароев), и некая сказочность сюжета, когда героиня чудом выживает в самых опасных ситуациях. Но современный блокбастер для массового зрителя диктует свои требования, и режиссер это прекрасно понимает.
В итоге можно сказать, что «Август. Восьмого» является ярким примером того, что и в России способны снять конкурентоспособное, качественное кино для массового зрителя при условии достаточного финансирования. Бюджет картины составил 18 миллионов долларов. Правда, хотелось бы верить, что в дальнейшем такую поддержку смогут получать фильмы с самой разнообразной направленностью, не только военно-патриотические.