Выставка с изнанки

В минувший выходной пошли с семьей на выставку-продажу «АРТ-галерея», что проходила на Казанской ярмарке с 15 по 19 февраля.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Организация «АРТ-галереи» не дотянула до совершенства

В минувший выходной пошли с семьей на выставку-продажу «АРТ-галерея», что проходила на Казанской ярмарке с 15 по 19 февраля.

Эта ежегодная выставка является особенным событием для представителей арт-сообщества и мастеров декоративно-прикладного искусства. Вот уже четвертый год они собираются в Выставочном центре, чтобы представить свои творения взору широкой публики и, если повезет, найти покупателей.

Пока сын открывал в себе таланты на мастер-классах по гончарному искусству, живописи маслом и изготовлению кукол, мы с мужем обошли павильоны. Здесь было что посмотреть, ведь в нынешней выставке участвовали сотни художников из городов России и стран СНГ – мастера живописи, графики, росписи, мозаики, витражей, керамики… И если посетители – любители прекрасного остались в целом довольны, то участники выставки, художники-профессионалы, народные умельцы, пребывали в грустном настроении: уже на третий день им стало ясно, что мало кому удастся окупить хотя бы расходы на участие в «АРТ-галерее».

Супружеская пара из Беларуси горестно сводит дебет-кредит: приехали в Казань на своем автомобиле (бензин – около 9 тысяч рублей), на пять дней сняли гостиницу (выбрали самый дешевый номер за 600 рублей в сутки с человека), заплатили 600 рублей регистрационного сбора и плюс около 15 тысяч за аренду площади. А картин продали на 10 тысяч.

«Люди подходят, восхищаются, но говорят, что не захватили денег. Может, лукавят, а может, действительно не знали, что у них будет возможность приобрести картины», – говорят художники. Организаторы «АРТ-галереи» обещали провести широкую рекламную кампанию на телевидении и радио, рассылать пригласительные билеты, флаеры, подключить интернет-рекламу и так далее, но на этом они, похоже, сэкономили.

Скажем больше: даже на сайте ОАО «Казанская ярмарка» (artexpokazan.ru) не удалось найти вразумительной информации о выставке. Судя же по рекламе, что встретилась в одной из бесплатных казанских газет, акцент в пиар-компании организаторы сделали на Никасе Сафронове. Вот публика и пришла с соответствующим посылом – поглядеть картины известного художника, и потому многие удивились, увидев в павильонах изделия народных художественных промыслов, а также картины не столь знаменитых мастеров, как Сафронов.

Никас представил казанской публике несколько своих работ в изобретенном им, как он утверждает, стиле dreamvision – перенос картинок из увиденных снов на холст. А вот казанский бомонд в результате собственного расследования интерпретировал данный стиль как печать на холсте при помощи струйного принтера с имитацией живописи. По их словам, будучи в великом восхищении от работ маститого художника, от виртуозности в нанесении тончайшего, местами до прозрачности, слоя краски, с вкраплениями редких рельефных мазков, они решили разведать секрет мастерства. И пока коллеги отвлекали охранника в павильоне с экспозицией Сафронова, один местный художник внимательно рассмотрел оборотную сторону картины. Увиденное с изнанки натолкнуло его на мысль о том, что в Казань Сафронов привез либо репродукции своих картин, либо это и есть оригиналы, но выполненные в той же технике печати готового изображения на холст. А редкие мазки не только придают картине объем, но и создают иллюзию ручной работы.

Впрочем, печать на холсте – это не преступление, а новая смешанная техника жикле. Техника проста: в типографии на холст распечатывается любая фотография или изображение, которые художники затем обрабатывают под живопись маслом. Иногда, ради экономии красок, кисть художника проходится даже не по всему холсту. Таким образом, пропускаются первоначальные этапы написания картины – рисунок и первичная раскладка по цвету. В итоге получается живописная, хорошо прописанная картина за сравнительно короткий срок. Техника жикле широко практикуется и казанскими художниками, особенно портретистами, для облегчения труда. Для печати используется плотный, водостойкий материал с фактурой, имитирующей холст для живописи. Глядя на картину, сложно определить имитацию холста, а вот с изнанки – запросто. Что и сделали местные художники.

Как бы то ни было – на Сафронова народ пошел, Сафронов народ, что называется, разогрел, и уже за это провинциалы должны быть ему благодарны.

Казанская художница Татьяна Маркова, не первый год принимающая участие в выставке, недоумевает по поводу ежегодного повышения стоимости аренды и входных билетов для посетителей. «Сто пятьдесят рублей – для взрослых и сто рублей – для детей и пенсионеров – это дорого», – считает она. «Истинных ценителей такая цена не остановит», – могут возразить некоторые. Остановит, и в первую очередь – настоящих ценителей, которые удовлетворяют свои культурные потребности в музеях и постоянных художественных галереях. А вот широкую аудиторию, на которую, в общем-то, и рассчитана выставка-продажа, такая плата за вход может и остановить. Участники «АРТ-галереи» считают, что вход для посетителей должен быть абсолютно бесплатным. «Мы и так платим за аренду немалые деньги, зачем же еще с горожан брать плату?» – возмущаются они.

Недовольный ропот и кулуарные разговоры мастеров кисти и народных художественных промыслов привели к тому, что творческая тусовка в один из дней «учинила бузу». К чести организаторов выставки-продажи, они не проигнорировали акцию несогласных, а вышли к «бастующим», пообщались с ними и пообещали принять меры. И приняли. В последний, пятый день выставки вход для детей стал бесплатным, для пенсионеров снизился до 50 рублей, а время работы выставки продлилось с 15.00 до 18.00. Но эти меры несколько запоздали и мало что изменили, ведь о них не были вовремя проинформированы не только потенциальные посетители, но и многие непосредственные участники выставки.

«Не мешает снизить стоимость аренды и более грамотно проводить рекламную кампанию», – говорит Татьяна Маркова. – Кроме того, все мы сходимся во мнении, что «АРТ-галерею» следует проводить весной или осенью: морозы вредны для наших картин, да и посещаемость выставки в теплые дни выше…»

По заявлению организатора «АРТ-галереи» – ОАО «Казанская ярмарка», цель выставки – «поддержка мастеров искусств, популяризация их творчества». Помыслы, что и говорить, благородные, только вот с лихвой оплачиваются из кармана самих молодых дарований и рядовых граждан…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще