Нечто о загадочной русской душе

Сегодня в Казани завершается XXX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_1347369161

Сегодня в Казани завершается XXX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.

Тридцать лет – это, безусловно, веха, памятуя о том, в какие непростые годы шло становление Шаляпинского фестиваля. Театр оперы и балета им. М.Джалиля переживал тогда не лучшие времена, казанцы почти потеряли к нему интерес и спектакли проходили при полупустых залах. Поэтому концепция фестиваля изначально была проста и преследовала единственную цель – вернуть публику в театр. Инициатором проекта выступил молодой, тогда только вступивший в должность директора театра Рауфаль Мухаметзянов. «Нельзя сказать, что мне первому пришла в голову мысль о фестивале, – скромно «открещивается» он сегодня. – Эта идея витала в воздухе! Просто кому-то надо было взять на себя ответственность за воплощение этой, прямо скажем, рискованной затеи». 

Первоначальная модель фестиваля, в соответствии с которой театр приглашает для участия в собственных постановках именитых гастролеров и восходящих оперных звезд, почти бесперебойно работает поныне, и не в последнюю очередь благодаря грамотному пиару и склонной к «ажитации» казанской публике, которая начинает осаждать театральную кассу задолго до того, как фестивальная афиша окончательно сверстана. Нынче, к примеру, приманкой для нее должно было стать имя оперной дивы Анны Нетребко, которая, по словам организаторов, готова была на крыльях лететь в Казань, но в последний момент, увы, передумала, сославшись на простуду. Но и в отсутствие звезд первой величины фестиваль по составу солистов не опускается ниже среднеевропейского уровня, чему немало способствуют упрочившиеся в последние годы творческие связи казанского театра с прославленной Мариинкой, где охотно делегируют своих штатных солистов на Шаляпинский фестиваль. Нынче без их участия также не обошелся практически ни один фестивальный спектакль, а кроме того, в рамках юбилейного Шаляпинского форума состоялась казанская премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник», которая уже третий сезон значится в репертуаре концертного зала Мариинского театра, или так называемой Мариинки-3. По этому случаю в Казань приехал сам маэстро Валерий Гергиев, музыкальный руководитель постановки, а вместе с ним еще 150 артистов, занятых в спектакле, – солисты, хор, оркестр, кордебалет…

Основанная на сюжете одноименной повести Николая Лескова, опера Родиона Щедрина изначально не предназначалась для театральной сцены – только для концертного исполнения. «Очарованный странник» был написан по заказу дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Лорина Маазеля, которому очень хотелось получить опус на тему загадочной русской души, на час-полтора звучания, не более того. Там же, в Нью-Йорке в 2002 году состоялась мировая премьера «Странника». Спустя пять лет сочинение впервые было исполнено в России солистами, хором и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева также в концертном исполнении. Еще через год режиссер Алексей Степанюк  с теми  же исполнителями осуществил сценическую постановку оперы. Только вот надо ли было это делать?

Вопрос, может быть, поставлен не очень корректно, но даже не самых искушенных зрителей казанской премьеры терзала смутная догадка, что «Очарованный странник» – это, строго говоря, вообще не опера, а  чистой воды оратория. Судя  уже по составу исполнителей: хор в «Страннике» играет более значительную роль, чем солисты, которых всего трое, и каждый из них выполняет прежде всего функцию рассказчика, и только потом выступает от имени героев лесковской прозы. Причем особенно «досталось» тенору Андрею Попову, который по ходу спектакля и Засеченный монах, и Князь, и Магнетизер, и Старик в лесу… А потому, даже предусмотрительно освежив в памяти сюжет повести Лескова, в некоторые моменты довольно трудно понять, что происходит на сцене. К этому надо добавить предельную заторможенность действия, какие-то ватные движения артистов, имитирующих то ли гипнотический транс, то ли «воспарения духа» под воздействием винных паров. Что же касается загадочной русской души в богатырском обличье кающегося грешника Ивана Северьяновича Флягина (Сергей Алексашкин), то к ее разгадке авторы сценической версии подступаются с одним-единственным  посылом: пить или не пить?

При этом хор звучит божественно, оркестр убедителен, да и солисты, когда им не нужно изображать потустороннюю отрешенность, выше всяких похвал, и особенно обладательница красивого  меццо-сопрано Кристина Капустинская. Все это не оставляет сомнений в том, что Родион Щедрин написал выдающееся сочинение, в котором отзвуки православных песнопений, народной песенной лирики и вместе с тем жесткого «авангардного» конструктивизма образуют музыкальную материю тончайшей выделки, которая ничуть не уступает лесковской прозе ни по духовной «плотности», ни по накалу человеческих страстей. И думается, прозвучи «Очарованный странник» в концертном исполнении, то лучшей кульминации юбилейному Шаляпинскому форуму трудно было бы и желать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще