Коварство и любовь в стиле хай-тек

Традиционно фестивальную афишу составляют лучшие спектакли Татарского академического театра оперы и балета, вызвавшие живой интерес публики и критиков.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

В Казани продолжается XXX Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина

Традиционно фестивальную афишу составляют лучшие спектакли Татарского академического театра оперы и балета, вызвавшие живой интерес публики и критиков.

Безусловным украшением юбилейного фестиваля стала «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе – одна из тех постановок театра, в которых успешно  сочетаются лучшие традиции оперного исполнительства и современный театральный язык. Благодаря декорациям в стиле хай-тек и выразительному видеоряду, прямым аллюзиям с трагическими событиями августа 1945-го в Хиросиме и Нагасаки мелодраматическая история любви юной японки   и американского плейбоя приобретает, что называется, глобальный контекст – как столкновение разных менталитетов и цивилизаций, Востока и Запада. В партии Чио-Чио-сан казанскую публику вновь покорила китаянка из Германии Сишенг И. А в роли легкомысленного Пинкертона на этот раз выступил Дмитрий Полкопин, солист Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко.

В этот вечер среди зрителей Шаляпинского фестиваля присутствовали Президент Татарстана Рустам Минниханов вместе с супругой. После спектакля за кулисами они тепло поблагодарили  артистов за их высокое мастерство и яркие эмоциональные впечатления от увиденного на сцене.

В рамках Шаляпинского форума  состоялся также  показ самой известной оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». С этой «жемчужиной бельканто» режиссер Михаил Панджавидзе  обошелся еще более радикально, перенеся действие оперы из средневековой Шотландии то ли в Америку семидесятых, то ли в Россию девяностых, а может, и на Сицилию, где, как известно, мафия бессмертна… Соответственно потомственный лорд Генри Эштон, брат Лючии, уступает место коррумпированному, погрязшему в финансовых махинациях банкиру, стражники в тяжелых рыцарских доспехах – затянутым в черную кожу байкерам на «харлеях», а прочие верноподданные (читай – хор) создают на сцене своеобразный эффект офисного планктона. Сцена у фонтана переносится в придорожный бар, где собираются футбольные фанаты, а финальная дуэль Генри и Эдгара, безутешного возлюбленного Лючии, ставшей жертвой мужских амбиций, скорее напоминает криминальную  разборку.

И надо признаться: наблюдать за всеми этими «кощун­ственными» трансформациями безумно интересно. Потому что, во-первых, спектакль, лишившись исторических костюмов, живописных задников и прочих оперных красивостей, от этого не стал менее зрелищным, а во-вторых, не только постановщикам, но, думается, и самому композитору было не так уж и важно, в какое время и в какой стране происходит действие оперы. Немеркнущий интерес к «Лючии ди Ламмермур» и публики, и театров связан  прежде всего с музыкой, написанной в золотую эпоху бельканто и редкой по красоте и сложности вокальных партий. Она сама по себе очень эффектна и живописна, а потому при условии безупречной реализации музыкальной драматургии даже самое авангардное  режиссерское решение имеет право на жизнь. 

С партией Лючии, изобилующей руладами, фиоритурами и верхними нотами, в фестивальном спектакле прекрасно справилась восходящая звезда оперной сцены, молодая солистка Мариинского театра Ольга Пудова. Даже в джинсах ее героиня неотразимо женственна и убедительна в своих душевных терзаниях и надломленности. Взрывной темперамент и душевная ранимость Эдгара, возлюбленного Лючии,  неожиданно свежо гармонируют с восточной внешностью Чингиса Аюшеева (Московский музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко). Типичным  мафиози, беспощадным  в своей беспринципности и обреченности, предстает Генри  в исполнении Станислава Трифонова  (Национальная опера Белоруссии). Запоминающийся образ Раймонда, духовного наставника Лючии, создает Сергей Ковнир (Национальная опера Украины).

Нельзя не отметить мощную сценографию Игоря Гриневича.

На сцене – огромная конструкция  из металла, пластика и стекла, отдаленно напоминающая  знаменитую башню Татлина, один из первых символов грядущего глобализма. Гигант­ский круг, разделенный на три части (интерьер современного офиса, барная стойка прокуренного кафе и роскошная лест­ница богатого дома), бесшумно двигаясь, позволяет за доли секунды менять место действия.

Напомним, что премьера «Лючии ди Ламмермур» состоялась в сентябре 2010 года. Помимо зрительских симпатий и хороших отзывов критики, выс­шей оценкой спектаклю стало номинирование казанской постановки на соискание Национальной театральной премии России «Золотая маска-2012», причем сразу в нескольких номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» (Михаил Панджавидзе), «Лучшая женская роль» (Альбина Шагимуратова) и «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Игорь Гриневич). Второго апреля казанская «Лючия ди Ламмермур» будет представлена на главной сцене страны – в Большом театре России. Таким образом, на Шаляпинском фестивале состоялась  своеобразная «генеральная репетиция» перед ответственным выступлением нашего театра в Москве.

Спектакль «Риголетто», показанный на Шаляпинском фестивале в среду, подарил казанцам встречу с одной из самых ярких на сегодняшний день оперных звезд – Екатериной Сюриной, чье блистательное и стремительное восхождение на музыкальный Олимп началось  именно с этой оперы Верди. Партия Джильды и вправду как будто создана для Сюриной. Сегодня певица с успехом выступает на лучших оперных сценах мира, и услышать ее в России, увы, редкая удача.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще