XXX Международный оперный фестиваль имени Ф.Шаляпина открылся долгожданной премьерой
Опера «Евгений Онегин» не шла на казанской сцене почти столько же, сколько существует Шаляпинский фестиваль – тридцать лет. Предыдущий спектакль, поставленный еще в 1956 году Ниязом Даутовым, в последний раз был показан как раз в рамках первого Шаляпинского оперного форума.
К тому времени постановка устарела и морально, и физически, но в силу скудности тогдашнего репертуара театра «Евгений Онегин» был включен в фестивальную афишу. В партии Татьяны казанцы тогда услышали молодую и еще мало кому известную певицу Любовь Казарновскую, которая стала главным открытием фестиваля. И уже вскоре о ней заговорят как о примадонне оперной сцены.
Нынешняя премьера «Евгения Онегина» символична еще и потому, что за тридцать лет неузнаваемо изменились и сам театр, и его творческие притязания. Достаточно сказать, что руководителем новой постановки стал музыкант с мировым именем – основатель и художественный руководитель Российского Национального оркестра, народный артист РФ Михаил Плетнев, для которого музыка Чайковского вообще и «Евгений Онегин» в частности наделены особым, почти сакральным смыслом. «Чайковский и Пушкин – фигуры необычайной духовной высоты, – убежден маэстро. – Конечно, мы в меру своего таланта стремились донести то богатство, которое заложено в этом сочинении. Но соизмерять шедевр Чайковского с нашими скромными возможностями даже не стоит. Эта музыка безгранична, и потому она будет жить вечно».
Театр нашел единомышленника и в лице режиссера Михаила Панджавидзе. Говоря о работе над спектаклем, он озвучил свой главный режиссерский принцип: «Не навреди!». Прежде всего в партитуре Чайковского режиссер черпал краски и образные детали для передачи атмосферы и духа пушкинской эпохи. Поэтому спектакль получился очень светлым по эмоциональной наполненности и прозрачным по смыслу.
Свет в буквальном смысле «играет» на сцене, причудливо ложась на объемные декорации, которые в доли секунды переносят зрителей из дома в сад, из лета в зиму. Неотъемлемой частью световой партитуры спектакля являются также стилизованные автографы и рисунки Александра Пушкина.
В спектакле значимой является каждая мелочь, вплоть до того, какой рукой пишет письмо Татьяна Ларина. Говорят, природной левше Амалии Гогешвили (исполнительнице роли любимой пушкинской героини) пришлось даже научиться писать правой рукой. Но главное, что покоряет в премьерном спектакле, – это великолепный актерский ансамбль. Даже в небольших ролях, к примеру, Няни и «мосье» Трике, заняты певцы высокого класса – солисты Мариинского театра Лариса Шевченко и Константин Плужников. В заглавных ролях выступили Владимир Мороз (Онегин), Сергей Скороходов (Ленский) и Екатерина Сергеева (Ольга). Все они тоже из Мариинки. Партию Гремина исполнил солист Большого театра России Михаил Казаков.
По традиции каждый фестивальный спектакль предваряется вступительным словом, и очень приятно, что в этом году театр пригласил в качестве лектора и ведущего известного музыковеда, заслуженного деятеля искусств РФ и РТ, профессора Георгия Кантора, выступавшего в этой роли на первых Шаляпинских фестивалях. Он же был одним из основателей Казанского клуба любителей оперы. В настоящее время Георгий Михайлович проживает в Израиле, и его приезд на юбилейный Шаляпинский форум сам по себе является знаковым событием.
По просьбе нашего корреспондента Георгий Кантор поделился своими впечатлениями о премьере:
– Я видел много постановок «Евгения Онегина» – и в нашем театре, и в Большом, а кроме того, существует множество записей этой оперы, которая является одной из самых популярных не только в России, но и за рубежом. И новая постановка покоряет сочетанием лучших традиций ее исполнения. Кроме того, не секрет, что когда мы читаем Пушкина или слушаем Чайковского, то мысленно уже представляем, какими должны быть Онегин или Татьяна. У нас в подсознании, на каком-то генном уровне, есть это понимание. Но спектакль превосходит наше воображение. Лиризмом, интеллигентностью, удивительным разнообразием и богатством костюмов. Не роскошью, но тонким вкусом. Веришь, что русская усадьба – она именно такая, что крестьяне и крестьянки, которые выходят и поют «Уж как по мосту, мосточку…» или «Болят мои скоры ноженьки», – они именно такие… И при этом мы видим очень современное сценическое решение, с применением самой передовой «машинерии». Многие вещи происходят на публике и мгновенно.
В свое время Чайковский возражал против того, чтобы «Онегин» шел в Большом театре, чтобы Ленского с его юношескими кудрями пели актеры-ветераны. А в этом спектакле все исполнители молоды. Онегин – великолепный, Татьяна – тонкая-тонкая… Очаровательна Ольга. Порой она даже «забивает» других – очень игровая певица! Может, чуть меньше меня устроил Ленский, но класс солистов – превосходный, все актеры в прекрасной форме.
По-новому даны некоторые мизансцены. К примеру, мало кто решится заставить Татьяну петь полулежа, когда она пишет письмо Онегину. Героиню обуревают трепет и волнение, она не может найти себе место: то сядет, то ляжет… И самое главное – голос при этом звучит! Интересно, на мой взгляд, решена сцена встречи Онегина и Гремина. Несмотря на разницу в возрасте, они встречаются, как два старых друга. И так во всем – какие-то свежие мелочи, прекрасно сыгранные актерами.
И, что особенно ценно для меня как музыканта, – необычайная тонкость оркестрового участия и оркестрового мышления. Я бы даже сказал, что это оперно-симфоническое решение. Оркестром прочерчена каждая «жилка», звучит каждая флейта, и все прослушивается.
Мне кажется, спектакль не просто удачный, он будет иметь длительный успех у публики.