Два века Качаловского театра – в одной экспозиции
В Москве, в Доме-музее М.С.Щепкина, который является филиалом Центрального театрального музея им. А.A.Бахрушина, развернута выставка «Живые традиции», посвященная 220-летию основания Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И.Качалова и 175-летию со дня первого выступления Михаила Щепкина на казанской сцене.
Экспозиция рассказывает как о богатой истории русского театра в Казани, так и о сегодняшнем дне одного из ведущих театральных коллективов страны. Среди экспонатов выставки – уникальные афиши, фотографии, раритетные издания по истории театральной жизни Казани. И здесь же – современные красочные программки и буклеты, в том числе на арабском, болгарском и французском языках, отражающие обширную географию гастролей казанского БДТ.
Много теплых слов на открытии выставки было сказано о людях, чьи имена связаны с историей Казанского театра. Ведь именно на его сцене впервые в провинции Михаил Щепкин поставил гоголевского «Ревизора» и сам сыграл Городничего. Федор Шаляпин посетил казанский театр десятилетним мальчиком и, вспоминая потом свои детские впечатления, написал, что театр «свел его с ума».
Двадцатый век связал с Качаловским театром творческие судьбы народных артистов СССР Елены Жилиной и Николая Якушенко, народных артистов РСФСР Федора Григорьева и Ивана Загорского, продолживших традиции актеров, воспитанных в казанской антрепризе Петра Медведева и украсивших потом труппы Александринского и Малого театров.
Как рассказал директор музея театра им. В.И.Качалова, заслуженный деятель искусств РТ Юрий Благов, в двадцатые годы прошлого века людей, измученных голодом, тяготами Гражданской войны и социальных перемен, в театр приходилось едва ли не заманивать розыгрышами продуктов питания или возможностью обмена билета на папиросную бумагу (о чем красноречиво свидетельствуют билеты 1927-28 гг.). Тем не менее, по словам Юрия Алексеевича, и раньше, и теперь именно театральная публика строже всех следит за соблюдением традиций. «Ее не обманешь — особенно человека русского, природою своею настроенного на душевный разговор, на вечные ценности…» В свою очередь заместитель генерального директора Бахрушинского музея Светлана Семиколенова подчеркнула, что «публика провинциальная отличается от столичной тем, что театр воспринимает как праздник: именно там в зрительном зале можно увидеть дам в вечерних туалетах и в возрасте не только сознательном, но и юном настолько, чтобы рискнуть прийти в театр в джинсах. Но там этого отчего-то не делают…»
Отметим, что здание Дома-музея М.С. Щепкина, в котором разместилась юбилейная выставка, – одно из немногих деревянных строений, уцелевших после пожара 1812 года при взятии Москвы войсками Наполеона. Дом собран из отесанных бревен по методу «сруба без единого гвоздя». Усилиями коллектива Центрального театрального музея им. А.A. Бахрушина дом великого русского артиста Михаила Щепкина был сохранен и отреставрирован с максимальным сохранением внутреннего пространства старинной усадьбы.