Обнажающий иллюзион

О том, что французское кино имеет невероятное, почти магическое влияние на российского зрителя, свидетельствуют полные залы желающих насладиться истинным искусством экранного иллюзиона.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Кино, которое балансирует на грани фола

О том, что французское кино имеет невероятное, почти магическое влияние на российского зрителя, свидетельствуют полные залы желающих насладиться истинным искусством экранного иллюзиона. Вот и на завершившемся в Казани фестивале «Французское кино сегодня» режиссеры и актеры представили семь полнометражных картин в забитом до отказа кинотеатре.

ВЕРА В ЧУДО

«Российская публика по- иному реагирует на французские картины, – делится своими впечатлениями Карин Силла, режиссер «Неслышного касания», супруга знаменитого актера Венсана Переса. – Когда ваши зрители смотрели мою работу, у многих из них на глазах блестели слезы. Французы не так открыто выражают свои эмоции».

Трогательный и романтичный фильм действительно вызывает слезы. Это городская драма, в центре которой истории людей, борющихся с трудностями, с окружающими и с самими собой ради осуществления мечты. Реставратор Билли скрывает от семьи серьезное заболевание и до последнего верит в выздоровление. Актриса Мари мечтает о ребенке. Сейчас ей 38, и шансов стать мамой, по мнению врачей, мало. А непутевый Луи влюбляется в украинскую проститутку и готов на любые жертвы, чтобы быть с ней рядом.

«Я хотела напомнить людям о том, что в мире еще случаются чудеса, – рассказывает Карин Силла, – важно в них верить и не забывать, что когда закрывается одна дверь, в то же самое время открывается другая». Как мать троих детей, Карин поднимает в своей работе еще одну немаловажную проблему современной Франции – это позднее материнство. По ее мнению, с каждым годом увеличивается количество женщин, которые сознательно отказываются от рождения детей в пользу успешной карьеры. И такое положение в обществе, на ее взгляд, вызывает тревогу и печаль.

«Неслышное касание» – первая работа Карин как режиссера и сценариста одновременно, и надо сказать, весьма успешная. Благодаря хорошо подобранным талантливым актерам и замечательному музыкальному сопровождению фильм получился невероятно эмоциональным и благодаря личным переживаниям и чаяниям, очень женским.

Большую роль личные переживания сыграли и в работе Евы Ионеско «Моя маленькая принцесса». Режиссер перенесла на экраны отчасти историю своего детства. Ее героиня Виолетта, которой одиннадцать лет, кардинально отличается от своих сверстников. Она ребенок-звезда, популярная модель, фото ее балансируют на грани эротики и гламурной эстетики. Такой ее создала мать, фотограф и светская львица в исполнении одной из самых популярных и талантливых французских актрис Изабель Юппер.

Фильм – режиссерский дебют Евы Ионеско, который сочетает в себе семейную драму и воспоминания о собственной матери Ирине Ионеско, звезде богемных салонов, превратившей собственную дочь, по мнению некоторых экспертов, в объект детской порнографии, изящно замаскированной под художественное искусство. Реальная история до сих пор вызывает многочисленные споры о сделанных фотографиях, поэтому и фильм получился весьма неоднозначный.

Картина другой женщины-режиссера Валери Донзелли стала настоящим сюрпризом для казанцев. «Я объявляю войну» – еще одна интерпретация истории современных Ромео и Джульетты. Через несколько месяцев фильм представит Францию на премии «Оскар».

ГОТТЕНТОТСКАЯ ВЕНЕРА

«Черная Венера» Абделатифа Кешиша – пожалуй, одна из самых шокирующих картин «Французского кино сегодня». Это фильм, который произвел фурор на многих международных фестивалях и привлек внимание зрителей по всему миру к реальной истории, произошедшей в Европе в начале XIX столетия.

Готтентотская Венера – так два столетия назад ученые назвали представительницу одной из южноафриканских народностей. В юности Саарти Баартман (в фильме ее зовут Сарки. – Прим. ред.) осталась сиротой, работала няней в семье европейца, пережила смерть ребенка. В возрасте 25 лет хозяин повез ее в Англию, затем в Париж для участия в отвратительном фрик-шоу. Полуобнаженная девушка должна была изображать дикарку и рабыню, привязанную на цепь.

Издевательства над Саарти привели к тому, что африканка скончалась от венерических заболеваний в заброшенной халупе на окраине Парижа. Долгое время муляж и колбы с органами девушки выставлялись в музее человека в столице Франции, пока благодаря официальному письму Нельсона Манделы не были переданы на родину Саарти и там же захоронены.

«Черная Венера» представляет собой художественную версию скандальной истории, рассказанную в некоторых моментах даже чересчур натуралистично. Эта картина открыла миру новую, подающую надежды актрису, игра которой держит весь трехчасовой фильм. Яхиму Торрес, француженку кубинского происхождения, режиссер заметил на улице и предложил попробовать себя в кино. Так она в одночасье стала звездой.

Глядя на эту улыбчивую симпатичную девушку, с трудом верится, что именно она воплотила на экране образ хмурой и измученной африканки – настолько они разные. «Конечно, было сложно играть в фильме, – рассказывает казанская гостья Яхима Торрес, – потому что у меня на тот момент не было никакого актерского опыта и из-за необходимости большую часть фильма сниматься полуобнаженной. Но никто из родственников и друзей меня не осудил. Напротив, все поддерживали, помогали и даже начали называть Венерой, символом женской красоты».

И действительно, красоты у Яхимы Торрес не отнять. Даже в роли Сарки, для которой девушке пришлось состричь чудесные локоны и набрать 16 килограммов веса, она прекрасна.

– К съемкам я готовилась девять месяцев, читала историю жизни своей героини, изучала африканские танцы, музыку, основы языка. Очень рада, что моя работа понравилась не только профессиональным критикам, но и простым людям. Практически не слышала от зрителей негативных откликов. Во Франции история Саарти получила широкий общественный резонанс, после выхода фильма многие люди стали узнавать меня на улице, подходить и делиться своими впечатлениями.

По словам Яхимы, несмотря на то, что описанные в фильме события произошли почти два столетия назад, проблемы расовой дискриминации и нарушения прав человека актуальны и в современном мире. Поэтому картина имеет такой большой зрительский отклик и даже вводит людей в состояние некоторого шока. Но в то же время заставляет задуматься.

Вызывают сопереживание и герои картин «Финишная прямая» Режиса Варнье и «Неприкасаемые» Оливье Маршаля. Это замечательные французские драмы, которые поднимают темы дружбы и предательства, силы духа и борьбы со страхами, внутренних тревог и воли к победе.

МАНЬЯК ОБЫКНОВЕННЫЙ

Еще один казанский гость, режиссер Паскаль Арнольд в соавторстве с Жаном-Марком Барром задался целью изучить психологию серийного убийцы. Его фильм «Перевод с американского» повествует о жизни беспечного бродяги, игрока в покер Криса в исполнении актера Пьера Перрье, который также приехал в столицу Татар-
стана. Психика Криса пошатнулась еще в юношестве, и с тех пор он не мыслит жизни без убийств. Своих жертв парень находит на улицах, вызывает на откровенный разговор, а затем отводит в безлюдное место и душит.

– Во многих американских фильмах принято изображать маньяков некими монстрами, которые выделяются из толпы, совершают изощренные преступления и исчезают, – поясняет свою задумку Паскаль. – А мы хотели показать обычных людей с больной психикой. Они живут среди нас, и их нельзя распознать в толпе. Это экстремальные личности, умелые манипуляторы, люди, которые не умеют убивать изначально, а становятся преступниками, поддавшись влиянию окружения и по воле трагических обстоятельств. Я ни в коем случае их не защищаю, а лишь показываю иной взгляд на проблему серийных убийц.

По словам режиссера, зрители воспринимают фильм либо очень положительно, либо крайне отрицательно. Вторые, в частности, ругают создателей за обилие слишком откровенных сцен и пропаганду бисексуальных связей. Впрочем, Пьер Перрье считает, что в фильме показана жизнь такой, какая она есть, ведь нельзя добиться доверия зрителей к киноработе, если лукавить и отрицать существование однополой любви и сексуальности. Хотя сыграть обнаженным для актера было не сложнее, чем правдиво изобразить на экране убийство человека.

Еще одна неоднозначная, на грани фола, картина доказывает, что французское кино не боится обнажать тела героев, чтобы обнажить чувства зрителей. И как бы провокационно это ни выглядело, режиссеры умудряются не переступать грань дозволенного или в крайнем случае немного ее отодвинуть. Но отодвинуть по-французски изящно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще