Ругать отечественный кинематограф модно. Вот, мол, снимать не умеют, пытаются Западу подражать и ничего хорошего сами сделать не могут. При этом возводят в абсолют голливудские картины, на которые не жалеют ни времени, ни денег.
Да, бесспорно, американский кинематограф является одним из самых развитых, а следовательно, сильных в мире. Но необходимо учитывать, что если в нашей стране ежегодно выпускается около ста полнометражных картин, то в Америке их производят в четыре раза больше. И только самые «кассовые» доходят до российского зрителя. Поэтому говорить, что все голливудские картины замечательные и достойные, нельзя. И там хватает бездарных лент, которые бесславно прокатываются в каких-нибудь маленьких захолустных городках и тут же забываются.
А наши фильмы на виду: и плохие, и хорошие. Хороших меньше, но они есть, причем не удивлюсь, если примерно в таком же соотношении, как и на Западе. Другое дело, что о стоящих внимания работах не всегда трубят во всеуслышание. О них зрители узнают спустя некоторое время после проката в кинотеатрах с помощью «сарафанного радио», ищут и находят в Интернете.
В прошлом году в январе вышел замечательный малобюджетный фильм Романа Каримова «Неадекватные люди». Стартовал в кинотеатре 13 января, когда страна медленно приходила в себя после новогодних гуляний. Денег на рекламу не было. Зато были зубастые конкуренты – «Турист» с Джонни Деппом и Анжелиной Джоли, «Время ведьм» с Николасом Кейджем и прочие звездные работы. И зрители проходили мимо, потому что на российскую картину ходить немодно.
А потом кто-то посмотрел «Неадекватных людей» в Интернете, написал о своих впечатлениях в социальной сети, и появилась информация о том, что это хороший фильм, необычный, приправленный тонким юмором, с талантливыми актерами. И по-настоящему массовый зритель увидел картину лишь к весне.
Или уже в нынешнем году провалился в прокате совершенно замечательный, легкий и остроумный фильм «Мой папа – Барышников» Дмитрия Поволоцкого. А ведь это картина, которая дает просто невероятное количество позитива, поднимает настроение и еще раз доказывает, что есть в России хорошие фильмы и смотреть их здорово. А те, кто променял его на соседа по прокатным спискам «Полночь в Париже» Вуди Аллена, многое потеряли. И кто придумал, что просмотр творений Вуди Аллена автоматически делает зрителя великим интеллектуалом?
И так происходит со многими интересными отечественными картинами, в бюджете которых денег на раскрутку практически нет. У фильмов же с хорошей рекламой другая беда. Стоит им появиться на экранах, как дотошные зрители-«интеллектуалы» начинают по косточкам разбирать каждый кадр. Например, по недавно вышедшему фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой» не прошелся только ленивый: и сняли-то его ради наживы, и имя Высоцкого эксплуатируют…
А я смотрела фильм в полном зале, где сидели люди самого разного возраста и социального статуса. И знаете, в финале зрители, поднявшись с кресел, аплодировали. Аплодировали Владимиру Семеновичу, поддавшись забытому чувству восхищения. И пусть картина не идеальная, но она вызывает эмоциональный подъем, задевает за живое и заставляет молодежь больше, глубже узнавать про талантливого поэта, исполнителя, актера. Так уж ли это плохо?
Пусть это не модно, но я поддерживаю российские фильмы, даже не самые блестящие. Потому что обидно, когда люди идут на третьесортный голливудский ужастик «Я плюю на ваши могилы» и игнорируют добротную военную драму «Тихая застава» Сергея Маховикова. При этом покупают ведра попкорна – еще один «подарок» американской культуры. И каждый раз, когда слышу в кинотеатре фразу: «Опять российские режиссеры какую-то фигню наснимали», – мне хочется сказать: «А я плюю на ваш попкорн!»