«Мгновения весны» на вечной мерзлоте

Удивительно, куда только не заносит судьба творческих людей! К примеру, нынче известная казанская органистка Лада Лабзина выступала за полярным кругом – в числе музыкантов, приглашенных на фестиваль музыки Микаэла Таривердиева «Мгновения весны на Шпицбергене».

Удивительно, куда только не заносит судьба творческих людей! К примеру, нынче известная казанская органистка Лада Лабзина выступала за полярным кругом – в числе музыкантов, приглашенных на фестиваль музыки Микаэла Таривердиева «Мгновения весны на Шпицбергене».

Шпицберген – норвежский полярный архипелаг с тысячей островов в Северном Ледовитом океане. Кроме Норвегии, значительную хозяйственную деятельность на архипелаге осуществляет и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген три поселка: Баренцбург, Пирамида и Грумант. Это территория вечной мерзлоты…

– Лада Владимировна, как вы оказались в эпицентре этого уникального творческого проекта?

– Десять лет назад я впервые приняла участие в Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде и стала его победителем. Этот конкурс появился благодаря усилиям вдовы Микаэла Леоновича – Веры Таривердиевой, женщины редкой красоты и огромной творческой энергии. Она открыла широкой публике «неизвестного» Таривердиева – композитора, который, кроме киномузыки, является автором балета, альтового концерта, музыки для органа и многих других сочинений. После конкурса я попала на орбиту Веры Таривердиевой, которая объединяет вокруг себя не только музыкантов разных направлений, но и артистов, художников, массу других замечательных творческих людей. 

– Так вы под ее обаянием совершили эту необычную музыкальную экспедицию на Шпицберген?

– Идея фестиваля в таком необычном месте принадлежит руководству треста «Арктикуголь». Так случилось, что  80-летний юбилей Микаэла Таривердиева  совпал с 80-летием основания на архипелаге Шпицберген треста «Арктикуголь», благодаря которому и состоялась эта поездка. 

Я играла на органе главной кирхи норвежского поселка Лонгиербюен, со мной вместе выступил дуэт из Японии «Хиде-Хиде», игравший на старинных японских инструментах. Кроме того, москвичи – пианист Алексей Гориболь и певица Ольга Дзусова дали концерт на сцене  Дворца культуры российского поселка Баренцбург, где проживает около 400 человек, в основном шахтеры. Интересный факт: в 1930-е годы одним из руководителей Баренцбурга был отец знаменитой балерины Майи Плисецкой, и она жила здесь целый год.

 – Расскажите, пожалуйста, каково это – находиться  почти рядом с Северным полюсом? Наверное, это незабываемое впечатление…

– Только после возвращения домой пришло осознание: в каком потрясающем месте нашей планеты я побывала!  Эта земля излучает фантастической силы  энергетику! Суровая природа, океан, завораживающий своей малахитовой синевой… На Шпицбергене нет дорог и даже на репетиции мы летали на вертолете. Три с половиной дня  пролетели, как один полярный день. Думаю, судьба не просто так вырвала меня из контекста повседневной жизни и забросила в эту часть Земли.  Именно на Шпицбергене  я ощутила  особое слияние с природой, поняла, как наша планета красива и… как уязвима! Музыка в сочетании с высокой идеей и прекрасной природой рождает духовность, гармонию, и маэстро Таривердиев  незримо был с нами! 

– В этом году Международный конкурс органистов им. М.Таривердиева состоялся в седьмой раз. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в этом фестивале и, в частности, о его новом, «восточном блоке», проходившем  в Астане.

– Он назывался «Аз и Я» – по одноименному произведению знаменитого казахского писателя Олжаса Сулейменова. Отрывки из его романа в этом проекте  со сцены читала известная киноактриса Наталья Аринбасарова. Я исполнила «Половецкие пляски» Бородина и пьесу Жиганова «Легенда о желтом аисте», завершенную композитором Любовским и адаптированную мною для органа. Получилось необычное сочетание: китайская тема, татарский композитор, а исполнение – в Казахстане. 

– Вот что значит удачно и к месту  выбранное сочинение…   

– Я считаю, что органист должен быть мобильным, готовым к экспромтам. Но при этом важно помнить: свобода и профессионализм взаимосвязаны. Тогда на органе можно сыграть любую музыку, в дуэте с любым инструментом. В свою очередь это рождает новые идеи, а значит, и новые проекты.

– 18 декабря, под католическое Рождество, вы выступите в Большом концертном зале имени Сайдашева с близкой по тематике программой  вместе с виолончелистом Денисом Шаповаловым.  Казанские слушатели знакомы с ним по прошлому концертному сезону, тогда он выступил в дуэте с замечательным пианистом Александром Вершининым в проекте «Мужчины в белом».  А как сложился ваш творческий тандем? 

– Когда я услышала Дениса в этой программе, меня подкупили его необыкновенное артистическое обаяние и свободное владение виолончелью. Подумалось тогда: какое, наверное, удовольствие музицировать с таким прекрасным музыкантом. И я не ошиблась. А исполнять мы будем очень разную музыку: это, конечно, Бах, Боккерини, Массне, Фрескобальди, Франк и соната Юлиуса Ройбке «Псалом №94», которая и дала название концерту – «По прочтении псалма».

– Вы не только активно концертирующий музыкант, но и арт-менеджер БКЗ им. С.Сайдашева, автор проекта и режиссер абонементных органных концертов для детей и взрослых.  Какие еще предновогодние музыкальные сюрпризы ожидают казанских слушателей?

– Например, 21 декабря мы представим программу, посвященную перекрестному Году России и Италии с участием известной певицы Елены Бискуолы, клавесиниста Роберта Лореджиана и Государственного камерного хора РТ. А 28 декабря состоится традиционный «Новогодний классик хит-коктейль», в котором примут участие мастера искусств Татарстана и молодые талантливые музыканты.

ХАСАНОВА Наргиз

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще