Поклон Николе зимнему

Выставка «Иконография Николы Чудотворца» открылась в колокольне Богоявленской церкви, что на улице Баумана в Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347369151

Выставка «Иконография Николы Чудотворца» открылась в колокольне Богоявленской церкви, что на улице Баумана в Казани.

Экспозиция древнерусской живописи из фондов Государственного музея изобразительных искусств Татарстана посвящена дню памяти одного из самых почитаемых на Руси христианских святых – чудотворца Святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

Небольшая по своему количественному составу – 25 произведений – выставка достаточно разнообразна по иконографическим и стилистическим особенностям памятников XVII – XIX вв.

Никола Чудотворец, или Николай Мирликийский, – один из самых уважаемых и знаменитых христианских святых. Он почитается как заступник и помощник в бедах, победитель бесов, покровитель путешественников и мореплавателей. Дни памяти святого отмечаются дважды в году: 19 декабря (Никола зимний) и 22 мая (Никола вешний). Никола Чудотворец был при жизни епископом в городе Миры Ликийские. Поэтому его относят к лику святителей – святых, которые при жизни были иерархами.

Образ Николы запечатлен в бесчисленном количестве иконописных памятников. Наиболее распространенным является тип поясного Николы с закрытым Евангелием в левой руке. Он всегда изображается в крещатом омофоре (широкой ленте, надеваемой епископом поверх одежды), указывающем на его сан. За его плечами, справа и слева, поясные фигуры Христа с Евангелием и Богоматери с омофором.

Особого внимания на выставке заслуживают скульптурные варианты изображения Николы – так называемого «Николы Можайского» с мечом и городом в руках – легендарного защитника русских крепостей, занимавшего когда-то почетное место в иконостасах одноименных церквей или на башнях крепостей.

Впервые музей демонстрирует образцы «прорисей» – графических заготовок разных иконографических типов Николы, служивших в XIX веке основой для иконописных изображений.

Помимо икон, в экспозицию включены произведения, принадлежащие казанской старообрядческой общине Федосеевского согласия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще