24 октября исполняется 100 лет со дня рождения Аркадия Исааковича Райкина. Он родился в Риге. Умер выдающийся артист 17 декабря 1987 года в Москве.
В Казани уже много лет проходит фестиваль студенческих театров малых форм вузов России «Икариада», посвященный памяти великого Аркадия Райкина. И это, конечно, хорошо, что молодое поколение ориентируется на творчество такого великого актера. То, что он делал, было смешно, злободневно, но в то же время очень по-доброму, человечно. И это было настоящее искусство.
У него с детства была удивительно живая мимика, и уже в первых студенческих спектаклях проявился талант пантомимиста. В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В 1939 году открылся новый театр – Ленинградский театр миниатюр, где Райкин вскоре стал не только артистом, но и художественным руководителем. В 1982 году театр переехал в Москву. В 1987 он был назван «Сатирикон». С 1991 года театр носит имя А.И.Райкина, им руководит его сын Константин Райкин.
В начале сороковых годов Райкин открыл в себе феноменальную способность к перевоплощению. Он вошел в жанр «монологов в образе» как в жизнь, и не просто играл, а жил в нем. Казалось, за пару секунд за ширмой он успевал менять элемент костюма и маску. На самом деле артист менялся внутренне, полностью входя в новый образ. Так, за один спектакль зритель видел до пятидесяти образов в исполнении Райкина.
Несмотря на проблемы со здоровьем, Райкин никогда не отменял спектакли. Это произошло только один раз, в день гибели космонавта Комарова. Райкин вышел на сцену и сказал: «Простите меня, дорогие зрители! Но сегодня в стране такое горе, что я и мои товарищи не можем вас веселить. Вы сохраните билеты, и мы вам сыграем в следующий выходной». Люди все поняли, тихо встали и ушли.
Только побывав на его спектаклях, можно было составить истинное представление об этом урагане темперамента, мастерства, легкости и вместе с тем элегантности.
К своей славе, а это была именно слава, любовь народа, он относился очень застенчиво и как бы ее не замечал. И вообще был человеком тихим, скромным и часто разочаровывал многих наблюдателей, которые от него в жизни ожидали некоего продолжения того, что они видели на сцене.
Вспомните его голос, его интонации. Вспомните, не прочитайте, а послушайте…
«Ты меня уважаешь, я тебя уважаю – мы с тобой уважаемые люди!»
«Дефицит – великий двигатель общественных спессфисских отношений».
«Потянула она меня на вернисаж. Я думал – музей как музей, оказалось хуже забегаловки – горячего нет, один только сыр и кофэ. В Третьяковке хоть солянка была…»
«Так, думаю, не отдохнешь. А воскресенье проходит…»
«Только газетку расстелил, все чин-чинарем. Вахтерша прицепилась – в греческом зале, в греческом зале, как вам не стыдно, как вам не стыдно! Аж пенсне у нее раскалилось. Я ей так тихо замечаю – че ты орешь, мышь белая! Ты здесь каждый день дурака валяешь, а мне завтра на работу идти».
«На часах уже три, а я ни в одном глазу…»
«Шутка ли сказать – десять детей! Или девять? Нет, десять. Вот – одиннадцать, цельная футбольная команда…»
«Я сам был огонь, щас потух немного, хотя дым еще идет иногда…»