Жизнь в радостном цвете

В центре «Эрмитаж-Казань» продолжает работать персональная выставка известного петербургского живописца Рашида Гилазова

В центре «Эрмитаж-Казань» продолжает работать персональная выставка известного петербургского живописца Рашида Гилазова

Уроженец Зеленодольска, выпускник Лениногорского художественного училища и Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, Рашид Гилазов давно и прочно ступил на стезю активно работающего и выставляющегося на вернисажах различного уровня художника.

Он рано определился в своем ярком индивидуальном творчестве и нашел тот живописный язык, который определяет лицо мастера. Его пейзажи, портреты, натюрморты органично вписываются в эстетические контуры современного изобразительного искусства, но в то же время своими пристрастиями, стилистической направленностью и кругом проблематики творчество Гилазова остается островком «чистой» живописности.

Пройдя в Санкт-Петербурге школу выдающегося художника и педагога Е.Моисеенко, наш земляк остался приверженцем традиций европейской и русской живописи начала ХХ века. На холстах Рашида Гилазова можно обнаружить отголоски чувственной полноты жизни И.Машкова, бравурной маэстрии П.Кончаловского, строгой цветовой организованности А.Осмеркина, магической силы цвета Р.Фалька. Основополагающими для художника остаются такие начала, как опора на натуру, ее колористическое содержание, исключительное внимание к жизни цвета как основе самой живописи. Поэтому живопись Р.Гилазова – это свой собственный мир гармонии, красочной полноты жизни, радостного взгляда на действительность.

Р.Гилазов.  Натюрморт с фруктами (2009 г.)В центре «Эрмитаж-Казань» представлены полотна, написанные мастером в основном за последнее десятилетие. На них – излюбленные уголки Петербурга, Казани, Бавлов, улочки и дворики маленьких уютных приморских городов Крыма, Прибалтики, Франции, Италии. Эти пейзажи почти лишены изображений людей, но в них ощущается присутствие человека: пришвартованные к пирсу яхты и лодки, кем-то любовно составленный букет на столе, разноцветные всполохи развешанного в старом дворике белья. И на всех картинах художника – изображение солнечного света: утренние розоватые, нежно окрашенные стены домов, яркость полуденного солнца, отблески заката или лучи, пробивающиеся сквозь грозовые тучи.

Для своих пейзажей Рашид Гилазов ищет простые, близкие каждому сюжеты – тихие старые дворики Казани или Петербурга, увитые виноградом балконы, мансарды и веранды типично южных  построек с красными черепичными крышами и т.д. В картинах «Алупка. Татарский дворик», «Воронцовский дворец», «Ялта» мы ощущаем немыслимую небесную синь и ослепительно белые стены. Контраст света и тени выражается мастером на пределе: белое сверкает в тончайшем прозрачном воздухе. Каждая форма, каждая линия заявляют о себе решительно и громогласно. В будничном открывается романтический подтекст.

Другой любимой пейзажной темой мастера стало изображение просторов Татарстана, его юго-востока: Бавлы, Крым-Сарай… Здесь присутствуют широта, пристальность взгляда и эмоциональная наполненность.

Радость, человечность, оптимизм, красота – на этих понятиях основывается художественная концепция мастера. Сложные психологические состояния личности, трагическое начало не находят места в его творчестве. Не склонен Гилазов и к философствованию, созданию умозрительных образов. Он игнорирует тему страданий и драматических коллизий. Слишком много драматизма сегодня присутствует в нашей реальной жизни, и подчас человеку не хватает той питательной среды, из которой он мог бы черпать моральные, духовные силы. В холстах Гилазова она преобразуется в образы счастья, отражение радостных сторон бытия, в «праздник для глаз» (К. Коровин), дарующий веру и твердую почву под ногами.

Жанр портрета также занимает видное место в творчестве художника. Модели Гилазова – состоявшиеся личности, целеустремленные, знающие цену жизни. Среди них – деятели науки и культуры Татарстана и татарской диаспоры Санкт-Петербурга.  Автор внимателен к предметной среде, в которой находится модель, тем самым усиливая причастность ее к тому или иному роду деятельности. Многие портреты последнего десятилетия построены на декоративной выразительности цвета, линии, силуэта, тяготеют к диалогу с автором и зрителем.

Рашид Гилазов, при всей значимости воспринятой им классической академической европейской и русской школы, остается поистине восточным по своему мировосприятию, силе и свежести чувств. Образы Востока с его своеобразной декоративной красотой, богатством певучих форм и линий, полифония звучных красок, пронзительная яркость цвета и емкая насыщенность теней определяют палитру художника.

 Дина ХИСАМОВА,
искусствовед

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще