«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины», – с этих слов Армен Джигарханян начал свое общение с татарстанскими журналистами. Кумир миллионов приехал в Казань в качестве почетного гостя VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Перед началом пресс-конференции Армен Борисович сразу предупредил собравшихся, что говорить будет откровенно и без лукавства. Поэтому на вопрос журналистов о том, какое значение он придает своему присутствию на кинофестивале, не задумываясь, ответил, что большую роль в данной ситуации сыграла его заинтересованность в налаживании творческих связей с Казанью. По словам именитого гостя, миссия любого кино – помочь людям выжить в нашем сегодняшнем мире. Поэтому очень важно, чтобы люди не потеряли желание обращаться к этому искусству, что-то смотреть, общаться друг с другом, спорить.
«Вчера я успел встретиться и пообщаться со многими талантливыми людьми, и это замечательно, но скажу вам откровенно: для меня главной задачей было обсудить возможность приезда моего театра (Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. – Ред.) с гастролями в Казань, и этот вопрос я намерен обсудить с Премьер-министром республики Ильдаром Халиковым. Для меня великое счастье руководить своим театром. Это моя жизнь», – пояснил Армен Борисович.
И особенно ему хочется привезти в столицу Татарстана спектакль «Ромео и Джульетта». «Раньше мне казалось, что я понял произведения Шекспира до конца, а теперь, дожив до семидесяти шести лет, обнаружил в них новый смысл, – признался мэтр. – Оказывается, любовь – это очень непростое чувство, и о нем мы узнаем только через классику. Так вот Шекспир открыл мне истину, что любить по-настоящему – это серьезное искусство, которое не каждому дано».
Великий английский драматург напомнил Армену Борисовичу о будоражащем чувстве, которое испытывает актер, играя какую-то особенную роль. И это чувство помогло ему вернуться на сцену после десятилетнего перерыва. «В свое время я думал, что никогда не вернусь на театральную сцену, даже делал официальное заявление о своем уходе, но в какой-то момент почувствовал желание играть. Может быть, уже с ума схожу. (Смеется.) Сейчас репетируем, посмотрим, что из этого получится». Вообще, по мнению гостя, театр – это удивительное место, хотя бы потому, что он дает возможность поделиться своими мыслями, подискутировать.
По словам Джигарханяна, артисты в его театре собрались очень талантливые. Они много работают, не только играют на сцене, но и активно снимаются в кино. Порой о съемках своих подопечных Армен Борисович узнает лишь на репетициях, когда актеры их пропускают, но относится к этому с пониманием. «Вообще, как ни печально такое говорить, российский кинематограф переживает сейчас не лучшие времена. И главная проблема такого положения в нищете, ведь кино – удовольствие очень дорогое. Театр может быть бедным, кино – никогда», – уверен он.
Артиста глубоко потрясла трагедия, случившаяся с ярославскими хоккеистами. «В таких ситуациях выясняется, что у нас плохие самолеты, и их давно уже пора списывать. Наши народные умельцы каждый раз что-то исправляют, латают, но трагедий избежать не получается», – горько констатировал он.
Возвращаясь к разговору о Казанском кинофестивале, Армен Джигарханян отметил, что ему хорошо знакома мусульманская культура. Актер долгое время жил в Ереване и часто бывал в соседнем Баку. «Я очень хорошо знаю и люблю мусульман. И могу сказать, что если кто-то попытается рассорить христиан и мусульман, которые исторически живут рядом и многое узнают друг от друга, он совершит неблагородный и глупый поступок», – резюмировал гость.