Шум за сценой

На сайте Набережночелнинского государственного театра кукол вывешено лаконичное по форме и прощальное по смыслу обращение к зрителям: «Друзья! Мы закрылись. Насовсем…»  И, что самое грустное, это, похоже, чистая правда.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

На сайте Набережночелнинского государственного театра кукол вывешено лаконичное по форме и прощальное по смыслу обращение к зрителям: «Друзья! Мы закрылись. Насовсем…»  И, что самое грустное, это, похоже, чистая правда.
БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

Действительно, решением Набережночелнинского городского суда деятельность театра кукол приостановлена  из-за несоответствия его помещений требованиям противопожарной безопасности. В перечне выявленных нарушений 28 пунктов, в том числе отсутствие запасных выходов из зрительного зала, современных установок пожаротушения и многое другое. На  их устранение театру отпущено два месяца, а до тех пор артисты будут играть «на выездах», кочуя со всем реквизитом по детским садам и школам.

По предварительным подсчетам, на реконструкцию зрительного зала потребуется не менее 15 млн. рублей, и, честно говоря, как-то сомнительно, что  найти и освоить эти средства  получится так скоро. К тому же в самом театре считают, что нет смысла перестраивать за огромные деньги старое здание (в свое время под театр кукол была приспособлена школа). Лучший выход из нынешней ситуации здесь видят в строительстве нового театра. Тем более что разговоры об этом ведутся давно.  

Как бы то ни было, за челнинскими кукольниками, скорее всего, надолго закрепится статус бездомного театра. Возможно, жизнь здесь и не остановится – будут и премьеры, и встречи со зрителями, но, как показывает опыт, сохранить в этих условиях  театр как живой и развивающийся творческий организм весьма проблематично.

 

И все-таки хочется верить, что юные челнинцы не останутся в новом сезоне без ярких и по-настоящему  театральных впечатлений. В городе, слава богу, работают еще два профессиональных коллектива – татарская драма и русский театр «Мастеровые». В репертуаре последнего, к слову, на сегодняшний день семь детских спектаклей. И сделаны они зрелищно, со вкусом и пониманием психологии современных детей. Даже приезжих столичных критиков приятно удивил высокий уровень постановочной культуры таких спектаклей для детей, как «Щелкунчик», «Снежная королева» и другие. Однако, прямо скажем, дальнейшая судьба «Мастеровых» сегодня тоже под вопросом.

МАРШ «НЕСОГЛАСНЫХ»

Ситуация здесь сложная и банальная одновременно. Разногласия между директором и художественным руководителем театра фактически привели к расколу труппы, причем большая ее часть разделяет позицию худрука Валентина Ярюхина, уставшего, по его словам, мириться с «непрофессионализмом» и «двойными стандартами» директора Татьяны Певговой. В октябре у Ярюхина истекает срок контракта, и продлевать его при нынешнем директоре режиссер не намерен. Большая группа актеров тоже заявила о своей готовности уйти из театра вместе с ним. Сейчас труппа готовится к открытию сезона и репетирует новый спектакль. Пока репетирует…

Напомним: шесть лет назад «Мастеровые» стали муниципальным театром и спустя год переехали в новое здание на бульваре Рубаненко (подарок тогдашнего мэра Челнов, а ныне Премьер-министра республики Ильдара Халикова). И все эти годы бывшие студийцы-любители делом доказывали свой профессиональный статус. Сегодня это театр со своим творческим лицом и разнообразным репертуаром, обращенным к молодому и вдумчивому зрителю. И в этом, безусловно, большая заслуга Валентина Ярюхина. Именно с его приходом у труппы появилось главное – уверенность в творческом результате.

Ярюхин – художник, профессионал, и характер у него, конечно, не сахар. Устанавливая высокую планку для себя, он и от других требует такого же безу-
пречного профессионализма и самоотдачи, зная по опыту, что сам по себе творческий энтузиазм еще не гарантирует театру процветание и успешность. Каждая новая постановка стоит денег, а они на сцену с неба не падают. На кассовых сборах тоже еще ни один театр не разбогател, тем более такой камерный, как «Мастеровые», где зал вмещает от силы полторы сотни зрителей, ну а цена билета, самое большее, двести рублей. «Закрытые показы» для руководителей предприятий и бизнесменов города, которые приобретают билеты по «спонсорским» ценам (ноу-хау прежнего мэра), – вещь, конечно, хорошая, но случается такое не часто.  

Словом, для того, чтобы жить, а не выживать, платить артистам достойную зарплату и планировать постановочный бюджет, театру жизненно необходимы дополнительные источники финансирования. И тут очень многое  зависит от директора театра, его грамотности, мобильности, изобретательности, наконец. По современным понятиям это менеджер, который должен уметь «продавать» театр, продвигать его интересы через участие в грантовых конкурсах, вывозить труппу на фестивали, организовывать гастроли и, конечно же, неустанно искать спонсоров.

Но, к сожалению, в этом направлении, по мнению творческого коллектива, в театре не делается практически ничего. Нынешний директор предпочитает работать по старинке, считая, что главная ее обязанность – это распределение средств, полученных от продажи билетов и аренды помещений. А в аренду теперь сдается все – от зрительного зала до репетиционного… Шумные корпоративы с песнями и плясками стали уже привычным фоном для артистов, работающих почти без выходных, потому что играть приходится по 25 – 28 спектаклей в месяц. И при всем этом театр еле сводит концы с концами.

Ситуацию в «Мастеровых» в городской администрации держат на контроле, но вмешиваться в конфликт, затянувшийся в «гордиев узел», не спешат, увещевая «несогласных» помириться с директором и не выносить сор из избы.

У муниципальных чиновников Певгова, похоже, на хорошем счету. Отчетность сдается вовремя, явку артистов на городские мероприятия директор обеспечивает, и вообще, в глазах вышестоящего начальства Татьяна Анатольевна – сама исполнительность и любезность. Это в театре она может за считанные дни до премьеры уйти «догуливать» отпуск, отлично зная, что без ее подписи постановочная группа не сможет получить ни копейки, или без сколь-нибудь веских причин, скорее в назидание другим «несогласным», выпустить приказ… об увольнении главного художника (между прочим, одного из лучших в республике). Это к вопросу о двойных стандартах.

Вот и сегодня, когда о конфликтной ситуации в «Мастеровых» говорит уже весь город, директор невозмутимо сообщает, что ничего особенного в театре не происходит… 

Труппа здесь небольшая, каждый человек на виду, и, если вместе с художественным руководителем уйдут хотя бы пять актеров, театр, считай, останется без репертуара. И даже если в конце концов возобладает пресловутый чиновничий принцип «Незаменимых нет!», о нынешних «Мастеровых» будет напоминать разве что вывеска…

ПОСТСКРИПТУМ

Между тем инициативная группа актеров на днях встретилась с представителями Министерства культуры и Союза театральных деятелей республики (а куда еще податься артистам за пониманием и поддержкой?). И везде челнинцам, конечно же, посочувствовали, но при этом вежливо дали понять, что не вправе решать судьбу муниципального театра. Вот если бы речь шла о государственном театре, тогда другое дело…

А что, собственно, мешает тому же министерству, СТД поддержать ходатайство инициативной группы о создании в Набережных Челнах русского государственного театра «Мастеровые»? Спросите у специалистов, которые следят за судьбой этого коллектива, и любой из них подтвердит: по всем творческим критериям театр перерос муниципальный уровень, сегодня это культурное достояние всей республики. Если не по официальному статусу, то по отношению к профессии и зрителям.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще