В Елабуге состоялся международный арт-фестиваль
Китаянка в татарской тюбетейке, плывущая в русском танце под «Подмосковные вечера» – пожалуй, самый запоминающийся эпизод открытия этой выставки. Синтез культур, как он есть. Ради него в общем-то и съезжаются каждое лето в Елабугу художники.
Тема нынешнего арт-фестиваля – орнаменты. Итогом недельного труда художников из шести стран стала выставка, в которую, словно в орнамент, вписаны их любовь к своему народу, восхищение наследием предков. Это уже шестой творческий проект, проходящий в Елабуге по единому сценарию, но каждый раз с новой темой, обязательно носящей этническую окраску. Организатором выступает Елабужский музей-заповедник при поддержке Министерства культуры РТ.
Древнейший язык человечества
Если поначалу в составе участников были только российские художники, то в последние годы к ним прибавились коллеги из-за рубежа – фестиваль признали в творческом мире. Итог этого лета: 33 художника из Китая, Азербайджана, Армении, Туркменистана, Узбекистана, из городов России представили публике почти сотню работ.
Связующей темой стал орнамент – древнейший, универсальный изобразительный язык, в котором закодирована история развития человечества, говорит искусствовед из Набережных Челнов Марат Мингалеев. И на этом языке произошел своеобразный диалог художников, представляющих совершенно разные традиции и школы.
Так, узбекские авторы повторили веками сформированный в их народе канон выстраивания орнаментальных композиций, то есть показали нам узбекские узоры практически в первозданном виде. Мастера Азербайджана взяли за основу фрагменты известных декоров, украшающих архитектурные сооружения.
По другому пути пошли художники из Туркмении. Они свободно интерпретировали древние орнаменты, опираясь на приемы современного искусства. Используя холст и масло, живописцы изобразили яркую узорчатую кошму (войлочный ковер), виртуозно имитировав материальность войлока. Один из авторов, Аннагельды Джуманиязов, рассказал, что его детство прошло в туркменском музее, где работала мать, среди старинных ковров, древних экспонатов. Будущий художник буквально напитался этим наследием и теперь старается интерпретировать его по-своему, ведь статика классического ковра наскучивает. А задача каждого нового поколения – привнести в традиции что-то свое, иначе они умирают…
Символы забытых миров
По вольному пути пошел и уфимский художник Салават Гилязетдинов. Опираясь на традиции башкирского орнаментального искусства, он создал повествовательные произведения, которые рассказывают о его родине. Картины наполнены символами, образами степи. Это кибитки, лошади, цветы, птицы, которые наполняют кочевой мир.
Интересен взгляд художника из Салехарда Андрея Вахрушева. В графической технике, углем на бумаге, он изобразил зарождение орнамента у древних народностей, населявших берега Оби. На глазах зрителей рождается миф, легенда, выраженная языком орнаментального искусства.
Впервые приехав на Север, Вахрушев поразился местной экзотике: белые снега, олени и люди в национальных одеждах, конечно, щедро орнаментированных. Заинтересовавшись этой темой, Андрей стал работать в Доме ремесел, который занимается сохранением традиционных промыслов. Он совершил этнографическую экспедицию в труднодоступные районы. Узоры здесь и по сей день несут колоссальную смысловую нагрузку, и если их расшифровать, можно составить целые рассказы.
Представленные на выставке картины китайских художников интересны с этнографической точки зрения: используя рисовую бумагу и тушь, авторы изображают моменты жизни народностей из отдаленных районов Китая.
Тепло общего солнца
Центральное место на выставке заняла работа представителя Башкортостана Рафаэля Кадырова. В ромб вписана условная ось, на которую, словно бусины на нить, нанизаны изображения луны. Меняя формы, они вызывают различные ассоциации: с шапочкой Чингисхана, с ладьей, с рогами быка и так далее. Подчиненные определенному ритму, эти символы притягивают взгляд, погружают в созерцание орнамента.
Если пройти по выставке дальше, то можно увидеть плоды труда армянских художниц, сестер Мнацаканян. Это кожаная аппликация, графика, роспись с элементами панно: блестящую чешую рыбок имитируют армянские монетки. Любопытная деталь: между Арменией и Азербайджаном непростые отношения, а художники двух стран совершенно независимо друг от друга изобразили почти идентичные орнаменты – с мотивом плавающей рыбы. Это к вопросу о том, стоит ли что-то делить на этой земле, если корни одни…
Также в экспозиции представлены дымковская игрушка, татарская вышивка, войлочные панно. Ведь на эту встречу в Елабуге собрались не только художники, но и прикладники, и даже… вязальщица оренбургских платков. Пока остальные занимались живописью и графикой, она работала спицами не покладая рук. Оказывается, каждая из традиционных «паутинок» тоже таит символы. Мышиный и кошачий следы, медвежья лапа, горох, соты – все это складывается в замысловатый орнамент, в центре которого – обычно символ солнца, дающего тепло.
На состоявшемся во время фестиваля «круглом столе» художники говорили о сохранении и развитии орнаментального искусства. О том, что эти узоры говорят о характере народа, о его любви. И что улыбка – это тоже орнамент, может быть, самый красивый.
Сетовали мастера на то, что во многом утрачены традиции в Поволжье, и в нашей республике в том числе. А русский орнамент, костюм вообще находятся в трагической ситуации.
Цивилизация идет вперед, и мы бежим, сами не зная зачем. Нас манят компьютер, новая техника, а то, что оставили нам предки, забываем. Но это же самое сокровенное, самое красивое! Потеряешь – уже не восстановишь, напоминают художники. Подобные арт-фестивали с этническим уклоном они считают делом совершенно необходимым.
Марина СЕЛЬСКОВА.
Фото автора.