В живописном сосновом бору близ села Тарловка Елабужского района расположился лагерь древних булгар. Слышатся равномерные удары молота, треск разводимого костра, голоса людей. Эльтебер – правитель клана – радушно приветствует гостей.
Вообще-то его зовут Владислав Хабаров. От него узнали, что находимся на территории историко-краеведческого лагеря «Безнен Тарих», организованного Национальным музеем РТ для детей и подростков, неравнодушных к истории и культуре своей страны. Здесь не только отдыхают от городской суеты, но и окунаются в жизнь своих предков. Нынешняя смена посвящена временам становления Волжской Булгарии, и все обитатели лагеря одеты в соответствии с тем историческим периодом.
Ребята разделены не на отряды, а на племена, каждый здесь может попробовать себя в роли дружинника, следящего за порядком, жреца, мастера, воина и даже шамана.
Занимаясь различными ремеслами, подростки проникаются мироощущением, которое присутствовало в сознании людей сотни и тысячи лет назад, словно становятся частичкой прошлого. Они самостоятельны в принятии решений: вольны учредить собрание, устроить революцию и даже свергнуть правителя. Между племенами нередко разворачиваются настоящие боевые действия. «Это своеобразная игра в религии, – поясняет Владислав Хабаров. – Ты можешь быть воином-язычником или воином-мусульманином. Мы никого не заставляем быть тем или другим. Но все обязаны платить налоги, также введены дополнительные налоги для немусульман, ведь жизнь в лагере протекает в период после принятия булгарами ислама. Таким образом, периодически вспыхивают восстания племен».
День путешественников во времени начинается, как и в любом другом лагере, с подъема в 6.30 утра, умывания и завтрака. До полудня ребята заняты в мастерских, где можно почувствовать себя настоящим гончаром, слепив горшок, фигурку из глины, или, например, кузнецом. Начинают с простого – например, с изготовления браслета или амулета. Но постепенно программа усложняется, и ребят допускают уже к редким станкам и инструментам, добытым организаторами.
Гончарная мастерская заполнена аккуратными кувшинчиками и мисками с причудливыми изображениями различных зверей. За специальным станком под руководством наставника мы сделали себе сувениры, весьма, по нашему разумению, изящные. Через день устраивается базар, где можно продать или купить не только такие вот изделия, но и еду – за «почти настоящую» средневековую монету, которая специально чеканилась для нынешней смены. Так дети на деле изучают процесс обращения денег.
А еще здесь проводятся занятия по историческому фехтованию. Мы оказались свидетелями одного из таких боев, орудиями в котором служили чембары – что-то наподобие мягкой биты. Вообще же, здесь культивируется разделение мужского и женского начал: роль добытчика и защитника – мужская, а роль хранительницы домашнего очага – женская.
На кухне здесь трудятся настоящие повара, но им помогают дети, желающие научиться готовить не только традиционные блюда, но и пищу, которую ели предки. Все готовится на костре. Нам предложили оценить кыстыбый – результат стараний двух юных кулинаров, и мы сделали для себя открытие. Оказывается, это национальное татарское блюдо, традиционно предполагающее картофельную начинку, булгары начиняли… пшеном и мясом. Очень вкусно, нам понравилось. Но больше, чем угощение, понравились радушие и гостеприимство жителей лагеря.
После долгого насыщенного дня наступает время вечерних купаний в реке Тойме под присмотром двух руководителей, время сказок и песен под гитару у костра. Удивительно, но в «Безнен Тарих» нет проблем с дисциплиной. Наверное, потому, что каждый ребенок чувствует себя по-настоящему свободным, никто не ограничивает его в действиях, в выборе занятия.
Оглядывая в последний раз это чудесное место, неохотно трогаемся в путь, увозя с собой невероятные впечатления от недолгого сказочного путешествия в прошлое и сделанные своими руками сувениры.
Альбина САФИУЛЛИНА,
Ильвира САБИРОВА.
Фото Ильвира САБИРОВА.