Физики могут все

«Евгений Завойский, или Эпох парадоксальный резонанс» – премьера оперы со столь интригующим названием прошла на днях с большим успехом в казанском КСК «УНИКС».

В Казани поставили оперу, написанную университетским профессором

«Евгений Завойский, или Эпох парадоксальный резонанс» – премьера оперы со столь интригующим названием прошла на днях с большим успехом в казанском КСК «УНИКС». Автором ее стал… профессор кафедры квантовой электроники и радиоспектроскопии Института физики Казанского федерального университета Николай Силкин.

Если быть точнее, Николай Силкин является автором либретто и самой идеи создания оперы, а музыкальной основой спектакля стали различные хорошо известные мелодии. Например, открывается представление песней Лолиты Торес «Фадо, Фадиньо» из кинофильма «Возраст любви». Фадо (или фаду) – это особый стиль музыкального исполнения, появившийся в Португалии и предполагающий интерактивность – то есть зрители в зале подпевают участникам на сцене. Именно поэтому жанр своего произведения Силкин обозначил как «опера-фаду» – в его опере зал с энтузиазмом подхватывает знакомые мелодии, поддерживая артистов.

Главным героем оперы является… Ваня Жуков. Да-да, тот самый, только уже студент физфака. Он ищет свою дорогу в жизни, терзаемый сомнениями и тяготами студенческого бытия. Его жизненные перипетии, переплетающиеся с современными вузовскими и научными реалиями (например, не обошел автор вниманием тему слияния университетов) отражены в сатирических песнях, заставивших зал хохотать до упаду. При этом чувствуется, что на творчество автора оказала сильное влияние вузовская самодеятельность 60-х годов прошлого века – в спектакле можно услышать многие студенческие хиты эпохи оттепели.

Музыкальные партии в опере исполнили многие известные коллективы – квартет Раифского монастыря «Притча», хоровая капелла оперного театра, другие хоровые объединения Казани. Между партиями остроты действию добавляли реплики соведущих спектакля – попугая с Рублевки, петуха, обитающего в пальмовой роще около Сколкова, Кота Бегемота… Главным же ведущим, а также режиссером спектакля выступил выпускник физфака КГУ, а ныне – народный артист Татарстана, режиссер-постановщик театра оперы и балета имени М.Джалиля, директор Русского музыкального театра в Праге Эдуард Трескин.

– В свое время мы с Николаем Ивановичем Силкиным учились на физфаке в параллельных группах, дружили и сохранили хорошие отношения на долгие годы, – рассказал нам Эдуард Германович перед началом спектакля. – И когда он пригласил меня принять участие в этом проекте, я не мог отказать другу. Уверен, что мы сыграем этот спектакль еще не раз.

Николай Силкин признается, что писал либретто, вдохновляясь образом выдающегося физика прошлого века Евгения Завойского (открывшего явление электронного парамагнитного резонанса) и посвятил его светлой памяти отцов-основателей Казанской школы магнитного резонанса: Завойского, Семена Альтшулера, Бориса Козырева, математика Бориса Лаптева. Кстати, смысл интригующего названия спектакля открывается в финале, где представлен гипотетический философский разговор между основателем Казанского университета Александром I, самым известным ректором Николаем Лобачевским и Евгением Завойским. Речь идет о том, что проблемы у человечества из эпохи в эпоху остаются одни и те же, несмотря на меняющиеся внешние обстоятельства. В этом, по мнению автора, и заключается «эпох парадоксальный резонанс».

Дочь Завойского, Наталья Евгеньевна, призналась, что чтение либретто доставило ей массу веселья и удовольствия.

– Казанскому университету давно не хватало своей оперы, ведь в Московском и Санкт-Петербургском университетах оперы уже ставили, – говорит она. – Но ведь известно, что физики могут все. И если уж физик обратился к сочинению оперы – значит, она будет!

Регина БАГАВУТДИНОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще