Легенда российского балета Владимир Васильев побывал на казанской премьере
На днях в Татарском академическом театре им. М.Джалиля с успехом прошла премьера балета на музыку Валерия Гаврилина «Анюта», который после восьмилетнего перерыва был восстановлен на казанской сцене.
На премьерном спектакле присутствовал выдающийся российский танцовщик и хореограф, народный артист СССР Владимир Васильев, которого с полным правом можно назвать «отцом» этого маленького балетного шедевра.
У балета «Анюта», созданного по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее», необычная судьба. Екатерина Максимова, которая блистала в роли Анюты, в своей книге «Мадам «Нет» так пишет об истории его создания: «Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма». Фильм-балет «Анюта» имел ошеломляющий успех и вскоре был перенесен на сцену Большого театра.
Напомним, в 1988 году балет «Анюта» впервые был поставлен в Казани в хореографии Владимира Васильева, который вышел на сцену в премьерном спектакле вместе с незабвенной Екатериной Максимовой. Первая постановка пользовалась успехом, но после того как износились декорации, костюмы, спектакль временно покинул репертуар.
Выступая на пресс-конференции, посвященной нынешней премьере, Владимир Викторович признался, что Чехов является его любимым писателем и секрет успеха «Анюты», по его мнению, заложен в самих чеховских образах, «сотканных из огромного количества полутонов».
По словам художественного руководителя балета ТАГТОБ им. М.Джалиля, заслуженного артиста России и Татарстана Владимира Яковлева, принимавшего участие в пресс-конференции, балет «Анюта» выдержал главное испытание – испытание временем, и этим он обязан в первую очередь гению постановщика, который сумел соединить чеховский дух, чудную музыку, хореографию и свое понимание этого сюжета.
По признанию Владимира Васильева, последние десять лет живопись занимает в его жизни гораздо большее место, чем балет. В подтверждение этого журналистам был показан видеоролик с живописными работами выдающегося танцовщика и хореографа. В основном это акварельные пейзажи, изображающие уголки природы вблизи подмосковной дачи Васильева и Максимовой, и чувствуется, что написаны они с большой любовью.
На пресс-конференции также выступила московский балетный критик Наталья Садовская, которая отметила, что балет «Анюта» очень красивый, но невероятно сложный, ведь в силу своего драматизма он становится для артистов балета экзаменом на степень актерского мастерства.
Непревзойденной исполнительницей партии Анюты была Екатерина Максимова, для которой и создавался этот балет. И, возможно, солистки Татарского театра оперы и балета, выступавшие в этой роли, пока тоже не выдерживают сравнения с великой балериной, но и хрупкая Юлия Позднякова, и точеная, точная в каждом движении Александра Суродеева, и легкая, изящная Ольга Алексеева, танцевавшая Анюту еще в старой постановке, каждая по-своему были очаровательны и артистичны.
Хотелось бы отметить, что в главных партиях балета не заняты приезжие звезды, – все роли исполняют артисты нашего театра. Так, например, лауреат международных конкурсов Михаил Тимаев одинаково убедителен и в роли бедного Студента, влюбленного в Анюту, и в гротесковом образе Модеста Алексеевича, мужа главной героини. По две роли исполняют также Артем Белов и Максим Поцелуйко.
По словам Натальи Садовской, именно роль отца Анюты, которую в свое время танцевал сам Владимир Васильев, самая сложная в спектакле. Тем не менее и Дмитрий Строителев, и молодой дебютант Денис Исаев с этой ролью справились, сумев передать своей игрой чеховское сочувствие «маленькому человеку».
После спектакля Владимир Васильев вышел на сцену и поблагодарил артистов балета за доставленное удовольствие. Вспоминая свою жену, блистательную Екатерину Максимову, он выразил надежду, что у спектакля будет счастливая судьба, а вместе с ним будет жить и память о тех, кто восхищал нас раньше и кого с нами больше нет.