В биографии композитора стало меньше «белых пятен»
О Салихе Сайдашеве вроде бы написано немало. Но в основном это разрозненные статьи, воспоминания. Единственная книга, посвященная творчеству композитора, была издана более двух десятилетий назад.
Это монография казанского музыковеда Фариды Салитовой «Музыкальные драмы Салиха Сайдашева» (Казань, 1988). И вот теперь благодаря этому же автору мы имеем подробное жизнеописание основоположника татарской профессиональной музыки.
Книга «Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь» (Казань, Издательство «Бриг», 2011) привлекает прежде всего своей новизной, ибо содержит много ранее не известных сведений и фактов. Автор очень тактично касается сложных обстоятельств биографии композитора, которые не принято было освещать в предыдущие годы. Правдиво, ничего не приукрашивая, раскрывает взаимоотношения Сайдашева с близкими людьми и коллегами, соратниками по искусству. Причем, трактуя те или иные события, Ф.Салитова опирается на архивные и документальные источники. И эта достоверность только усиливает ценность данной работы.
Жизнеописание Салиха Сайдашева предваряет яркий очерк истории татарской музыкальной культуры, что позволяет автору представить творчество композитора как закономерный и особо значимый этап развития национальной музыки.
На широком историческом фоне, отражающем многие значимые события эпохи, последовательно, год за годом прослеживается нелегкий жизненный путь выдающегося татарского композитора. Вначале Салих Сайдашев предстает юным дарованием, и автор подробно рассматривает процесс его становления как художника и гражданина, во многом объясняющий феномен последующего необычайно яркого творческого взлета.
В книге детально анализируется каждый сезон работы композитора в Татарском драматическом театре. Именно тогда музыкально-драматические произведения Сайдашева, созданные им в соавторстве с выдающимися татарскими драматургами Каримом Тинчуриным, Тази Гиззатом и другими – такие как «Голубая шаль», «Наемщик», «На Кандре», – обозначили новый вектор развития татарской профессиональной музыки.
Последующие годы предстают как череда драматических и трагических событий, преследовавших Сайдашева до самой кончины, а в дальнейшем – его творческое наследие. Автор откровенно пишет о парадоксальном сочетании громкой славы, огромной любви народа к композитору и его личном одиночестве, предательстве близких, отсутствии официального признания.
В книге убедительно обоснованы причины творческого упадка, связанного с тем, что композитор вынужденно оказался в стороне от магистральных путей национальной музыки, когда его эстафету подхватили другие, а сам он стал безработным музыкантом в полном смысле этого слова. Автор объясняет это как объективными причинами, так и субъективными факторами, связанными с непосредственным окружением С.Сайдашева и общей ситуацией в татарской культуре тех лет.
Книга Фариды Салитовой, безусловно, – принципиально новое слово не только в сайдашеведении и татарском музыкознании, но и в целом в биографической литературе о выдающихся деятелях татарской культуры.
Лидия АХМЕТОВА