Веселись, душа, ликуй – пришел праздник Сабантуй!

Зайдите из любопытства в Интернет, кликните слово «Сабантуй», и вы обнаружите, что сообщений на эту тему полным-полно.

Зайдите из любопытства в Интернет, кликните слово «Сабантуй», и вы обнаружите, что сообщений на эту тему полным-полно. Сабантуи уже прошли, проходят в эти дни, пройдут в ближайшие не только на его родине – в Татарстане, не только в десятках областей, крупных городов России, но и в самых разных, близких и отдаленных уголках земного шара – всюду, где компактно проживают татары.

А татарский народ, насчитывающий более семи миллионов человек, рассеян практически по всему свету. Традиционным стало ежегодное проведение федерального Сабантуя, нынче его примет Екатеринбург.

Праздник, отзвенев-отшумев в деревнях и селах Татарстана, перекинулся в райцентры и города, затем волны его «накроют с головой» столицу Казань, увлекая стар и млад на майданы, которые допоздна будут звенеть, бурлить весельем и озорством. Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души. Праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Сабантуй еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар послом из Багдада. В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, отрезы ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.

Сабантую посвятили свои вдохновенные строки многие видные историкикраеведы, начиная от Карла Фукса, поэты, писатели. Так, в середине 30х годов на страницах «Красной Татарии» с восторгом живописал Сабантуй на буинской земле тогдашний собкор газеты Михаил Бубеннов, прославившийся позднее как автор популярного в свое время у нас в стране романа «Белая береза».

Старинный праздник постепенно обновляется современными традициями, обретает новые краски, сохраняя передававшиеся от поколения к поколению основные черты торжества, дух, – это гимн труду, миролюбию, дружбе и взаимопониманию людей всех национальностей.

Марат АХМАДИШИН

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще