Несчастливый опус Рахманинова в Казани имел успех

Завершился Первый международный фестиваль «Белая сирень»

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Завершился Первый международный фестиваль «Белая сирень»

Казани нужен новый, большой концертный зал. А Большой концертный зал имени Сайдашева на самом деле… маленький. Такое заявление сделал в среду на пресс-конференции по поводу закрытия Первого международного фестиваля имени Рахманинова «Белая сирень» внук великого композитора Александр Рахманинов. И добавил, что обязательно поговорит об этом с министром культуры Татарстана.

Эту идею горячо поддержал другой участник пресс-конференции и, соответственно, фестиваля – известный пианист, народный артист России Денис Мацуев. Он рассказал, что подобные специальные залы для классической музыки уже открыты в Санкт-Петербурге, Омске, начинают строить в Иркутске.

– Казани сам бог велел иметь такой зал, – полагает музыкант.

Но вернемся к почетному гостю фестиваля. Напомним: адвокат Александр Борисович Рахманинов­Конюс приехал с супругой в Казань из Швейцарии, где они живут на вилле «Сенар», построенной великим композитором.

Рахманинов был не только самым почетным, но и, пожалуй, самым строгим зрителем фестивальных концертов. На пресс-конференции он пообещал свои мысли по поводу того, как прошла «Белая сирень», высказать дирижеру Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александру Сладковскому «после каникул», когда тот отдохнет и будет готов воспринять его слова. Дав при этом понять, что имеет в виду некоторые критические замечания. Но вот тем, как оркестр под управлением Сладковского под самый занавес фестиваля исполнил Первую симфонию Рахманинова, судя по всему, остался доволен – лично вышел на сцену с букетом цветов, который и вручил дирижеру, показав при этом большой палец.

Почему именно исполнение Первой симфонии стало заключительным аккордом «Белой сирени» и вызвало пристальный интерес публики и музыкальной общественности? Дело в том, что ее в Казани исполняли впервые. Да и вообще судьба этого рахманиновского опуса №13 вполне соответствует его номеру, о чем поведал зрителям, предваряя выступление оркестра, ведущий заключительного концерта – народный артист России Святослав Бэлза. Премьера этого раннего произведения Рахманинова состоялась в 1897 году, дирижировал оркестром другой знаменитый русский композитор – Александр Глазунов. Злые языки утверждают, что маэстро в тот день был нетрезв, и симфония не прозвучала должным образом, попросту говоря – провалилась. После чего молодой Рахманинов впал в депрессию и несколько лет вообще ничего не писал. И хотя позже, в исполнении других оркестров и дирижеров, симфонию таки ждал успех, все же играют ее крайне редко. Говорят, что одним из условий своего приезда в Казань Александр Рахманинов поставил обязательное включение Первой симфонии в программу фестиваля. И, повторимся, по всей видимости, исполнением остался доволен. Как и казанская публика. «И как такая симфония могла провалиться?!» – недоумевала одна из зрительниц после бравурного финала тринадцатого опуса.

Впрочем, еще больше, что неудивительно, восхитила публику виртуозная игра в первом отделении заключительного концерта Дениса Мацуева. Исполнив Рапсодию на темы Паганини, пианист затем трижды выходил на бис, исполнив одну из рахманиновских прелюдий, а также «В пещере горного короля» Грига и собственную джазовую импровизацию на классические мотивы (что, кстати сказать, заставило недовольно поморщиться явно проклассически настроенного внука гения).

Казанская публика тепло приветствовала и других участников фестиваля. С большим воодушевлением(и также вызовом на бис) слушатели принимали другого известнейшего российского пианиста – Бориса Березовского, ныне живущего в Бельгии. За три дня до Мацуева он исполнил на фестивале рахманиновский Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Отметим, что если игре Мацуева свойственен молодой темперамент, то более опытного Березовского отличает более философское осмысление рахманиновской партитуры. Впрочем, безусловно, появление на фестивале обоих исполнителей – большое счастье для казанских любителей классики. И, как отметил на пресс-конференции Александр Сладковский, они задали новому музыкальному форуму такую планку, ниже которой опускаться нельзя.

– Теперь мы весь год будем работать над следующим фестивалем, чтобы он был не менее интересным и масштабным, – пообещал дирижер.

А между тем уже осенью казанскую публику ждут новые праздники классической музыки, организуемые под эгидой Государственного симфонического оркестра Татарстана. С 30 августа по 4 сентября пройдет первый фестиваль «Казанская осень», а в ноябре столица республики примет также первый Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной (на него ожидают саму Софию Асгатовну).

– Если так пойдет, Казань, пожалуй, превратится в главный фестивальный город России, – полушутя-полусерьезно заметил Святослав Бэлза.

 

Прослушать фрагмент Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева и Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще