В Художественной галерее Набережных Челнов открылась юбилейная выставка Александра Петрова
Подумать только: Саше Петрову – шестьдесят!
По этому случаю заслуженный деятель искусств РТ Александр Петров, член Союза художников России, чьи заслуги перед культурой Татарстана отмечены нагрудным знаком, открыл очередную персональную выставку в Художественной галерее Набережных Челнов.
Выставляется художник много и успешно. Эта выставка у него – двадцать первая персональная и пятидесятая – коллективная. Его работы хранятся в музейных и частных собраниях. Беспрецедентный случай: одна из его персональных выставок была полностью распродана. Недавно за небывало высокую сумму с благотворительного аукциона ушло полотно Александра Петрова: таким стал личный вклад художника в восстановление Болгара и Свияжска.
В начале восьмидесятых годов в Набережные Челны приехала целая плеяда молодых, дерзких, талантливых художников. Выпускник Строгановки Саша Петров был одним из них. Они привезли сюда не только свой талант и безудержное желание творить, но и традиции лучших художественных школ страны. И скоро стали золотым фондом автограда.
То, что Александр Петров показал на этот раз, оставляет ощущение глубокого душевного целомудрия. В его творчестве есть редкое сочетание таланта скульптора и живописца. Его скульптурные работы живописны, а живопись отличается уверенной лепкой полотна. Он работает так, как мальчик дует в тростниковую дудочку: доверчиво, солнечно и увлеченно. Не изменяя своему узнаваемому почерку, находит новые нюансы и способы выражения, непостижимым и естественным образом внося лирическую ноту даже в такую «техногенную» серию работ, как посвящение КамАЗу…
Настоящая жемчужина выставленной коллекции – серия неброских «деревенских» работ. Они лишены чего бы то ни было пасторального, будучи насквозь пропитаны запахом дыма, молока, снега. Они будничны и неторопливы, как знаменитое рубцовское стихотворение «В горнице моей светло»: вот женщина пришла на реку с коромыслом; вот мужик разгребал снег, да остановился, оперся на большую лопату, закурил, задумался; петух зашелся в восторженном крике; лодку перевернули у бани на зиму кверху дном… Но каким дивным лучом зацепилось бабье лето за перевернутое днище! Каким философским огоньком светится в сумерках папироса в зубах мужика!
Но едва ли не самая замечательная из всех работ этой серии – небольшое полотно «Рождественская ночь». Сюжет настолько прост, что его трудно пересказать: баба в ватнике и подшитых валенках пришла ночью в хлев – вот и все. Только корова почему-то так напоминает библейского вола, в маленькое окошко так неоднозначно смотрит яркая звезда, а темно-синяя ночь так загадочно обволакивает женскую фигуру, что не остается сомнений: это – Та Самая Ночь… И звучит, звучит тростниковая дудочка…