Узнаю его песни по трепету души

На современной татарской эстраде, да и не только татарской, огромное количество «микрофонных» исполнителей. Среди них встречаются молодые люди с довольно приятными голосами. Но настоящих певцов среди них мало…

На современной татарской эстраде, да и не только татарской, огромное количество «микрофонных» исполнителей. Среди них встречаются молодые люди с довольно приятными голосами. Но настоящих певцов среди них мало…

Певец отличается от исполнителя не только красотой и силой голоса, но и многими другими качествами, и прежде всего – профессионализмом, сценической культурой, ответственным отношением к своему репертуару. Народный артист Татарстана и Башкортостана Идрис Газиев как раз и есть такой редкостный вокалист, Певец с большой буквы. Именно это триединство делает его вокально-сценическое творчество ярким и значимым явлением в музыкальном искусстве двух народов.

Я не музыковед, и мне трудно, не прибегая к специальным терминам, рассказать о певческом мастерстве Идриса Газиева. Оно для меня в первую очередь заключается в том, чтобы донести до слушателей трепет души не только самого певца, но и авторов песни, пусть даже безымянных… К примеру, когда слушаю Рашита Вагапова или Ильгама Шакирова, этот трепет я чувствую. И то же самое могу сказать об Идрисе Газиеве. Я слушал певца в разных залах: в Москве, Казани, Уфе и даже в Литве, где он пел перед совершенно незнакомой аудиторией, которая о татарах знает очень мало. И тем не менее слушатели были в восхищении от татарских песен, которые были понятны иноязычной аудитории.

Несколько лет назад одна из татарских эстрадных «звезд» поехала на конкурс “Евровидение» и вернулась ни с чем. Тогда, помнится, некоторые средства массовой информации писали об этой поездке чуть ли не как о подвиге, сокрушаясь, что, дескать, нас там не поняли, не оценили красоту нашего национального мелоса… Случай же с Идрисом Газиевым убеждает в другом: хорошая музыка будет воспринята везде, если она преподносится высокопрофессионально и мастерски.

Поражает богатство, разнообразие репертуара певца – от мунаджатов и народных песен до романсов, арий из опер, кантат и ораторий современных композиторов. Однако универсализм творчества Идриса Газиева не надо путать со «всеядностью», которой грешит абсолютное большинство эстрадных исполнителей, особенно татарстанских, чей репертуар изобилует «произведениями» полуграмотных сочинителей музыки и текстов. Для Идриса Газиева при выборе песни или романса решающее значение имеет сопряженность, слитность смысла и красивой мелодии. Таков же подход певца и к народным песням, которых он знает, хранит в памяти сотни… Я неоднократно был свидетелем того, как многие из тех песен, которые давно у всех на слуху, в исполнении Идриса Газиева начинали сверкать новыми, неожиданными гранями.

В последние годы татарстанский кинематограф обогатился новым жанром – документально-музыкальными фильмамиэссе о выдающихся деятелях татарской культуры. Среди них – фильмы о Г.Тукае, С.Сайдашеве, С.Габаши, Б.Урманче, М.Музаффарове, Ф.Яруллине, А.Ключареве, З.Хабибуллине и других. Автором самой идеи цикла, сценариев, а также исполнителем всех вокальных сочинений, составивших музыкальный ряд этих фильмов, является Идрис Газиев. Благодаря этому уникальному проекту миллионы телезрителей приобщились к лучшим образцам татарской профессиональной и народной музыки. В настоящее время работа над этим телевизионным циклом продолжается.

  Нельзя не сказать еще об одной стороне творческой деятельности Идриса Газиева – как ученого-исследователя. Круг его научных интересов определила давняя страсть к коллекционированию образцов татарского вокального искусства. Благодаря научным трудам кандидата искусствоведения Идриса Газиева, блестяще защитившего диссертацию в Казанской государственной консерватории имени Н.Жиганова, мы имеем возможность проследить сложный вековой путь развития татарского вокально-исполнительского искусства, получить представление о своеобразии национального мелоса и его корнях. Это особенно актуально сейчас, когда под напором процессов глобализации современные исполнители все дальше и дальше отходят от своих национальных, самобытных основ.

 

Ренат ХАРИС,

народный поэт Татарстана,
лауреат Госпремии РФ

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще