Мухаммат МИРЗА: Все, что хотел поведать миру…

Восхищаясь классическими японскими стихами в форме «танка», мы вряд ли думаем о том, как много требуют эти пятистрочия от автора.

На соискание Государственной премии РТ им. Г.Тукая

Восхищаясь классическими японскими стихами в форме «танка», мы вряд ли думаем о том, как много требуют эти пятистрочия от автора.

И прежде всего – афористического мышления, умения выразить свой замысел с предельной краткостью. Именно эту труднейшую форму избрал известный татарский поэт Мухаммат Мирза для своей философской книги «Сын Адама» (Казань, «Магариф», 2009).

Стремясь в пяти строках сказать главное, поэт в центр строфы ставит рефрен – обращение к сыну Адама, к современной личности:

Кто может слышать душу, тот

достигнет творческих высот…

Таков от века сын Адама –

он, укротив свои желанья,

уже свершил благодеянье…

Казалось бы, так просто понять! Однако дано это не каждому. И поэт настойчиво повторяет:

Тот, кто желанья обуздает,

достигнет совершенства духа…

Таков от века сын Адама,

что эта истина простая

проскакивает мимо уха…

О жизненном пути, его начале, об избранничестве и предопределении рассказывают читателю два стихотворения, которые по звучанию, по мелодике можно поставить в десятку лучших: «Беренче буразна» и  «Хэерле сэгаттэ». Они, мне кажется, и переведены весьма удачно. Вот первое:

Юнца в мужчину превращает

начало, первая бороздка…

Таков от века сын Адама:

всю жизнь его сопровождают

того поступка отголоски…

И второе, мудростью обобщения подтверждающее верность первых шагов человека:

В благословенный, добрый час

да избежит напасти он…

Таков от века сын Адама –

идущий праведной дорогой

духовным светом защищен.

Проблематика философских миниатюр Мухаммата Мирзы довольно широка. Здесь и раздумья о человеческом предначертании, о смысле жизни, о счастье, о любви, о чести, о нравственных заповедях…

Ни перед кем, кроме Аллаха,

не смей колени преклонять.

И помни мудрость, сын Адама:

того, кто кается, не стоит –

что слишком поздно – обвинять.

Призыв к милосердию, к великодушию соединяется у поэта с презрением к завистникам и ленивцам, но при этом с глубоким уважением к людям пытливого ума, готовым в поисках истины идти до конца. Жизненный опыт подсказывает, что душа корыстного человека «может стать калекой».

Найдя свой путь, идя своей тропой, человек сам решает, «где жизнь его оставит след». Поступок или творение рук, идея или повседневный подвиг – все может оставить след, если рождается в минуту вдохновения или сопровождается полной душевной отдачей.

Справедливо полагая, что в бесконечной Вселенной, где носятся и теснят друг друга бесчисленные космические тела, вряд ли найдется место сыну Адама, – поэт ему напоминает: «убежище нам дарит лишь земля родная – здесь рай и жизни полнота». Воистину, что может быть прекрасней родной земли, сладостней запахов разнотравья бескрайней степи, осиянной солнцем?

Курень, очаг, дымок

над юртой…

Полет стрелы и жеребца…

Так суждено сынам Адама –

Столетьями сердца волнует

Степь… без начала и конца…

Поэт верен своим истокам, родной почве. Именно здесь посетило поэта вдохновение, и можно сравнить его с автором «Кара урман», ибо здесь написал Мухаммат Мирза «все, что хотел поведать миру».

 

Искра ДЕНИСОВА (Москва),

литературовед, кандидат

филологических наук

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще