16 августа 2022

Связанные цветной нитью мастерства

Опубликовано: 05.04.2011 0:00

На соискание Государственной премии РТ им. Г. Тукая

На протяжении нескольких десятилетий монументально­декоративное искусство Татарстана развивалось во многом благодаря творческому энтузиазму художников Рустема и Марии Кильдибековых.

Ими созданы выдающиеся по своей художественной значимости образцы монументальной живописи в технике мозаики, сграффито, гобелена, ставшие украшением фасадов и интерьеров многих общественных зданий Казани и других городов республики.

В числе первых значительных работ в области монументальной живописи, выполненных Рустемом Кильдибековым в Казани, — фасад гостиницы «Волга» (1961г., в соавторстве с С.Бубенновым и В.Маликовым). Сам материал диктовал аскетичное, лаконичное решение. Данная работа выполнена в традициях «сурового стиля», характерного для искусства того времени. Следующим важным этапом стало оформление банкетного зала гостиницы «Татарстан» (1970). В композиции, навеянной татарскими народными сказками, сочетание синей и белой кожи со светло-серебристым металлом действительно придает изображению сказочную таинственность.

В оформлении фасадов Татарского академического театра им. Г. Камала (1985) Р. Кильдибеков использовал мозаику. Издалека изображения напоминают национальный орнаментальный узор, а при близком рассмотрении они образуют глаза, бороду, усы знаменитого персонажа татарского фольклора Шурале.

Мозаики Рустема Кильдибекова, украсившие фасады общественных зданий в Мензелинске и Набережных Челнах, стали своеобразными визитными карточками этих городов.

Среди гобеленов, созданных в соавторстве с Марией Семеновной Кильдибековой и выполненных из натуральной шерсти в технике ручного ткачества, выделяется триптих «По мотивам народных сказок» («Су анасы», «Сак-Сок», «Шурале»), где в символической форме воплощаются сказания татарского народа, вобравшие в себя языческие представления, общетюркские мотивы и коранические предания. Гобелены триптиха построены по единому композиционному принципу. В центре каждой части — главный персонаж, изображенный на фоне квадрата, несущего в себе объединяющую идею Каабы.

Гобелен «Труппа «Сайяр» (автор — Р. Кильдибеков) посвящен первой татарской труппе и рассказывает об одном из ее представлений, которое разворачивается на деревенском майдане. Композиционное решение близко к восточной миниатюре: фигуры словно рассеяны по ковру группами. На цветочной поляне расположились музыканты; в центре композиции — обрамленная занавесом импровизированная сцена с двумя актерами в национальных костюмах; слева группа молодых девушек и парней, поглощенных зрелищем, а на горке в отдалении шакирды, наоборот, с укором наблюдают за происходящим…

Станковую живопись Р. Кильдибекова отличают декоративно­пластическое богатство, символичность образов, разнообразие цветовых решений. В цикле произведений, посвященных татарским народным промыслам («Кукморские валенки», «Арский натюрморт» и др.), представлены целые пласты материальной и духовной культур татар. Здесь проявились любовь художника к яркому сочному цвету, природное чувство декоративности, выраженное как в контрасте цветов, так и в тональной гармонии, а также стремление к пластической и ритмической завершенности композиции. В полотнах, посвященных образу Габдуллы Тукая и его поэзии, а также древней культуре мусульманского Востока («Паломники», «Танцующий дервиш», «Соколиная охота»), художник, уходя от обыденности, создает глубоко символические образы, воссоздающие историческую память татарского народа.

Произведения, созданные Кильдибековыми в разных жанрах и техниках, отличают глубокое проникновение в суть духовной культуры татарского народа и стилистическое многообразие.

Авторы представленных работ достойны присуждения им высокого звания лауреатов Государственной премии РТ имени Г.Тукая.

Рауза СУЛТАНОВА,

кандидат искусствоведения

 

image_printРаспечатать

Выпуск: № 68 (26965)


Добавить комментарий

15.08.2022

Ожившая легенда под небом древнего Болгара

На территории Болгарского музея-заповедника прошли показы оперы Эльмира Низамова «Кара пулат».

2150
15.08.2022

Соло на курае

За восемнадцать лет творчества Рафаэль Гайзетдинов произвёл более пятнадцати тысяч кураев.

2290
15.08.2022

Культурный десант из Беларуси

В столице высадится настоящий культурный десант из Беларуси

С 17 по 20 августа в Казани пройдут мероприятия в рамках Дней культуры Республики Беларусь в Российской Федерации, которые стартовали в Москве в начале лета.

2850
11.08.2022

За кулисы театра вместе с Тукаем

Музы Мельпомена и Талия довольны! Ибо в Казани тысячелетней презентовали пешую экскурсию «Тукай и история татарского театра».

7320
11.08.2022

Сто лет казанского авангарда

Выставка «Озарения», открывшаяся в самарской галерее «Виктория», – это, по сути, первая попытка представить своеобразную антологию казанского современного искусства за сто лет.

7790

Мнение

Чулпан ИЛЬДАРХАНОВА, директор Центра семьи и демографии Академии наук РТ:


Татарстан стал единственным регионом Приволжского федерального округа, в котором, по итогам прошлогодней переписи, выросла численность населения. Прирост составил 219 тысяч человек, причём в первую очередь за счёт миграции. В частности, количество переехавших к нам из Башкортостана и Удмуртии увеличилось в три раза. При этом максимальный приток населения фиксируется в Казани, Высокогорском, Зеленодольском, Лаишевском, Пестречинском, Тукаевском районах.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru