Единственный человек, который стоит на твоем пути, – это ты сам. Такую идею взяли за основу сразу несколько режиссеров, чьи фильмы в нынешнем году номинированы на премию “Оскар”. Результаты главной киногонки Голливуда будут известны 28 февраля. А пока американские критики делают свой выбор, российские кинолюбители имеют возможность отдать предпочтение своим фаворитам из числа номинантов, которые в этом месяце выходят на большие экраны страны.
Долгожданная драма Даррена Аронофски “Черный лебедь”, официально стартовавшая в России на этой неделе, по мнению критиков и зрителей, является главным фаворитом в номинации “Лучшая женская роль” нынешней премии. Историю балерины, борющейся за право стать примой театра, режиссер, известный кинолюбителям по фильмам “Рестлер”, “Реквием по мечте” и “Фонтан”, обдумывал почти восемь лет. С самого начала в роли той самой балерины Аронофски видел лишь актрису Натали Портман и, окончательно утвердив ее в проекте, в своем выборе определенно не ошибся. Образ прилежной танцовщицы театра Нины в исполнении Портман получился невероятно реалистичным и многогранным. Она жертвует своей жизнью ради любимого дела, от многого отказывается, страдает, сомневается и все же настойчиво идет к своей цели.
На примере своей героини режиссер показал, насколько жестоким и коварным может быть изнанка балетного мира, тогда как внешняя его сторона блистает плавными плие, воздушными костюмами и изысканными вечерами. Главная особенность Аронофски – его умение раскрыть на экране всю гамму человеческих эмоций, от головокружительного счастья до самого мрачного ощущения безнадежности, которые переживает один и тот же человек. Взяв за основу классический балет “Лебединое озеро”, историю о девушке, превратившейся в лебедя и отчаянно борющейся за свое счастье, он представил зрителям свою интерпретацию противостояния белого и черного, добра и зла, которое происходит главным образом внутри самого человека. Режиссер показал, до какой степени человек может разрушить свое сознание в погоне за совершенством.
Фильм держит в напряжении, заставляет переживать, удивляться и в какие-то моменты даже содрогаться. Однако это заслуга не только режиссера, но и актеров Милы Кунис, Венсана Касселя и Вайноны Райдер, которые блестяще справились с поставленными задачами. В одном из интервью Аронофски признался, что для большей убедительности специально на съемочной площадке настраивал Портман против ее экранной соперницы Милы Кунис, чтобы актрисы не просто старательно играли, а по-настоящему чувствовали накал страстей между собой. В итоге, несмотря на достаточно скромный по голливудским меркам бюджет в 13 миллионов долларов, который, к слову, уже окупился более чем в десятикратном размере, “Черный лебедь”, представленный в пяти номинациях на “Оскар”, стал одной из самых заметных картин года.
Работа главного творческого соперника Даррена Аронофски режиссера Тома Хупера тоже отличилась достаточно небольшим бюджетом в пятнадцать миллионов и уже успела собрать в мировом прокате сумму в 170 с лишним миллионов долларов. Лидер по числу номинаций, представленный в двенадцати категориях, фильм “Король говорит!” стартует в российском прокате практически перед самой церемонией награждения победителей 24 февраля. Эта историческая драма, основанная на реальных событиях, рассказывает об английском короле Георге VI, отце нынешней королевы Елизаветы II, который страдает от сильнейшего нервного заикания и сомнений в своих способностях руководить страной в непростое время перед началом Второй мировой войны.
Главную роль в картине блистательно сыграл английский актер Колин Ферт, которому удалось создать на экране образ не просто монарха, а человека со своими проблемами, страхами и переживаниями. Произнесение речи для будущего короля подобно пытке, однако каждый раз ему приходится преодолевать свой стыд, бороться со страхом, чтобы не опозорить королевскую семью.
Это картина о долге, о дружбе, об ответственности перед собой и окружающими, снятая в лучших традициях английского кино, которое отличается сдержанностью, изысканностью и отсутствием ненужных деталей. “Король говорит!”, как и многие другие качественные фильмы, снятые в Великобритании, привлекает зрителей прежде всего своей неторопливой атмосферой, в которой английская чопорность сочетается с тонкой психологией и умением видеть в человеке личность, а не просто красивую картинку. Именно поэтому на первый план в таких картинах выходят талантливые характерные актеры, обладающие вполне заурядной внешностью, которая при этом идеально вписывается в общую атмосферу экранного действия и не отвлекает зрителя от сюжета.
Особо хотелось бы отметить работу актеров второго плана – Хелены Бонем Картер в роли супруги Георга VI и Джеффри Раша в образе логопеда Лайонела Лога, которые также получили свои номинации на премию “Оскар”. И такое внушительное количество номинаций и зрительское признание вполне объяснимы. О том, что такое комплексы и как тяжело бороться с ними, а значит, и с самим собой, многие люди знают не понаслышке. Поэтому работа Тома Хупера нашла отклик в сердцах не только профессионалов, но и простых любителей кино.
Триумфатор “Оскара” 2009 года, создатель нашумевшего “Миллионера из Трущоб” Дэнни Бойл в нынешнем году представляет свое очередное творение на суд американской киноакадемии. Его драма “127 часов”, представленная в шести номинациях, выходит в российский прокат 17 февраля. В основе картины лежит реальная история с молодым скалолазом-любителем Аароном, который, не сказав никому ни слова, отправился карабкаться по выступам своего любимого каньона. По воле случая он оступается и попадает в каменный плен, где ему предстоит провести 127 мучительных часов.
Историй трагических восхождений скалолазов мировой кинематограф знает немало, поэтому волнующим спецэффектам и захватывающей динамике развития событий режиссер предпочел акцент на чувствах героя, его переживаниях, размышлениях о жизни и не прогадал. Характер героя фильма в исполнении актера Джеймса Франко раскрывается постепенно, давая зрителям все новую и новую информацию для размышления. Почему мы начинаем ценить жизнь только тогда, когда она висит на волоске? Есть ли предел человеческого желания жить? К каким последствиям может привести наш собственный эгоизм? Ответы на эти вопросы искал в своей работе Дэнни Бойл, создавая эту реалистичную, в чем-то жесткую, в чем-то трогательную картину.